Эта скульптурная работа стала последней работой мастера. Практически до самой смерти он активно работал над ее созданием. Композиция двумерная. Мы видим, как Мария и Христос сливаются воедино. Пропорции фигур намеренно вытянуты. Создается впечатление их хрупкости и невесомости. Невольно вспоминаются скульптуры древности. Идея этого произведения действительно трагична. Человек одинок и обречен.
Все формы сломаны. На их лицах можно прочитать печаль. Герои полностью оторваны от жизни. Мастер пытался выразить
трагедия одиночества. Работа не закончена. И этот факт воспринимается как особая задумка автора. Только такая форма может выразить остроту переживания.
Микеланджело пытался передать единство Сына и Матери. Они объединены в одну массу и поражают пафосом и трагизмом. Тело истощено, поэтому надежды на то, что оно вернется к жизни, нет. Мать с видимым усилием пытается удержать тело любимого сына.
У зрителя создается полное впечатление, что эти скорбные фигуры уже совершенно бестелесны. Они невероятно выразительны. Они воплощают полное отчаяние. Они теряются в большом мире. Мать и сейчас не может отделить себя от сына. Мы не слышим ее крика, крика ужаса, не видим сломанных рук. Горе поражает тишиной.
Так одухотворенно Микеланджело умел передать собственные чувства. Он и сам знал, что такое одиночество. В этом произведении можно прочитать прощание мастера с жизнью.
Изначально Микеланджело хотел изобразить Христа с раскинутыми руками. Но в ходе работы, и это не случайно, он кардинально изменил свой план. Руки Христа крепко сжаты. Между матерью и сыном нет внешней связи. Их неразрывность внутренняя. Материя как бы растворяется в духовном.