Описание картины:
Мастер Северного Возрождения Хуго ван дер Гус (между 1435 и 1440-1482 гг.) умел отражать в своих произведениях окружающий мир со всеми его подробностями и в то же время смотреть на изображаемое с высоты, присущей Ренессансу. Художник проявлял неподдельный интерес к внутреннему миру изображаемых им людей, а описываемое качество носило ренессансный характер. Все это особенно полно проявляется в представленном триптихе.
Алтарь посвящен поклонению пастырями Младенцу Христу, на боковых створках изображены жертвователи — Томмазо Портинари, его жена Мария Барончелли, их дети и святые, а на оборотной стороне створки — Благовещение. Итальянец Томмазо Портинари, возглавлявший отделение банка Медичи в бельгийском городе Брюгге, заказал этот запрестольный образ для церкви Сант-Эджидио во Флоренции.
Основная часть алтаря представляет собой большое помещение, в центре которого находится Младенец Христос, который выглядит особенно маленьким по сравнению с фигурами Богоматери, Иосифа и пастухов. Итальянский мастер в этом случае нарисовал бы пухлого и крупного ребенка, чтобы подчеркнуть его необычное происхождение, но голландский художник верен реалиям жизни, поэтому в запрестольном образе Ван дер Гуса новорожденный младенец мал, у него туманный вид едва родившегося человека и слабые движения рук и ног. Изобразив Бога, пришедшего в мир в образе маленького, трогательного ребенка, художник задал произведению особое настроение — умиление.
Это чувство он выражает тонко, так как никто здесь не трогается открыто: Богородица погружается в созерцание Сына, ангелы начинают подробно молиться, на лицах других персонажей — глубокая задумчивость и серьезность. Но по тому, как брошены волосы Иосифа, не успевшего от волнения пригладить их, по старательно сложенным в молитве рукам, по порыву, с которым пастухи кланяются младенцу, чувствуется радостное потрясение, которое сменяется по эмоциям в душах всех этих людей. И только один из пастухов с грубым, обычным народным лицом, не успевший встать на колени и сложив руки в молитве, смотрит на происходящее, буквально открывает рот от изумления. Художник осознает все эти детали, так как они создают настроение картины, как и цветы в вазе на переднем плане, частично осыпающиеся, и вышитые одеяния ангелов справа, и красивый, светлый пейзаж на заднем плане.
Когда в 1483 году алтарь был доставлен по морю во Флоренцию, он поразил тех, кто его видел, и оказал большое влияние на итальянскую живопись.