Описание картины:
Работы Якопо Бассано, живопись которого относится к венецианской школе, красочны, многофигурны и наполнены движением. В них присуствуют черты маньеризма и земтно веяние брокок, хоже еще и легкое. Мастер любил плотные композиции с изображенными в сложных позах персонажами, которые на его картинах смотрятся естественно.
Так, Богородица в этом «Поклонении пастухов» стоит вполоборота к зрителю, и такой ракурс позволил художнику передать Ее тонкий и нежный профиль, трепетность и изящество. При этом начинается сложное движение со стоящими за ней фигурами Марии и Иосифа в картине, которое идет от Богоматери к Младенцу, затем к пастуху, бок которого распростерся к передней части полотна, и возвращается, описав «восьмерку», к началу. Несмотря на то, что изображено всего несколько пастухов, создается впечатление, что поклониться Младенцу пришло много. Свободного пространства на полотне буквально нет: Бассано поместил здесь овцу, собаку, стерегущий стадо, а теперь уже свернувшуюся в углу корову, присутствовавшую при рождении Иисуса, быка и осла. Это произведение напоминает слова из 150-го псалма Давида: «Все дышащее хвалит Бога!»
Возвышенное внутреннее состояние пастухов перекликается с тем тонким, лирическим настроением, которое создает образы Богоматери и Младенца, а также вечерний пейзаж вдали.
Картины Якопо Бассано
Святой Иероним в пустыне
Поклонение волхвов
Путь на Голгофу
Последний ужин
Ной после игрушки из ковчега
Моисей
Ужин в Эммаусе