Описание картины:
Картина «Екатерина II в храме богини правосудия» Д. Г. Левицкого — яркий образец портрета в стиле классицизма. В этом полотне художник передал характерную черту того времени – аллегоричность.
Левицкий создал образ идеальной правительницы — в своем произведении он сравнивает императрицу с языческой жрицей: Екатерину II он поместил в античный храм богини Фемиды. В греческой мифологии Фемида — богиня правосудия, жена Зевса. А в лицах Екатерины и статуи Фемиды, созерцающей сверху, даже есть сходство.
Сам художник говорил, что на полотне императрица жертвует своим покоем во имя справедливости и на благо отечества, сжигая на алтаре маки — символ личного мира. Знаки святого Владимира на ее плече и груди отражают награду за ее труд на благо Отечества, чьи книги лежат у ее ног — доказательство истины. И орел, который восседает на юридических документах, чтобы сохранить их целостность, — это не кто иной, как Зевс. Сам верховный греческий бог покровительствует деяниям императрицы.
На этом полотне Дмитрий Левицкий четко разделил картину на несколько пространственных планов, не забыв про фон с бушующим морем и кораблями в нем — победу русского флота.
Композиционное решение примечательно своей раскрепощенностью и свободой — как будто ветер обходит всю картину. Бурное море и вздымающиеся складки драпировки создают впечатление вихря.
Творение художника блещет цветовой насыщенностью с преобладанием теплых тонов. Холодные тона, которыми написаны аллегории, контрастируют с теплыми, но не отвлекают внимание от героини. Ему также удалось передать сдержанность и пластичность скульптурных форм: тело императрицы расслаблено, а движения рук плавны.
Сложная концепция портрета Екатерины II была разработана русским архитектором и поэтом Н. А. Львовым, знакомым Д. Левицкого.
Другие картины Левицкого
Портрет Демидова
Портрет Кокоринова
Портрет Хрущева и Хованской
Портрет Екатерины II