Описание картины:
Владимир Лукич Боровиковский – известный и признанный мастер портрета при императорских дворах Екатерины Великой и Павла I. Его стиль письма легкий, воздушный, в приятных тонах. Все русское дворянство того времени, высокопоставленные чиновники и их семьи хотели запечатлеться для потомков именно у Боровиковского.
«Портрет князя А. Б. Куракина», написанный в 1801 году, — классика того времени, образец для подражания, портретный шедевр. И не только из-за внушительных размеров холста, а в основном из-за мастерства.
Государственный деятель Куракин Александр Борисович изображен на парадно-постановочном портрете, распространенном в XVIII веке.
Лицо князя Куракина выдает в нем большого любителя роскоши и удовольствий, снисходительный вид — состоятельного аристократа, знающего себе цену. Боровиковский представил князя во всей его красе, в прямом и переносном смысле. При дворе его даже называли «нашим бриллиантовым принцем».
И эти слова были не лишены оснований. Компетентный и успешный дипломат, видный деятель, вице-канцлер, командующий конницей, сенатор, человек, которого заслужили и ценили монархи. Соответственно, блестящие цены за обслуживание, которые даже на груди не уместишь, богатый расшитый золотом камзол, дорогие ленты, даже туфли, украшенные камнями, весь образ создает ощущение роскоши и великолепия. Все, что автор изобразил на полотне за Куракиным, тоже имеет свой смысл.
Рядом, на кресле, небрежно скинутый плащ, с пришитыми золотыми регалиями мальтийских рыцарей, за окном виден Михайловский дворец.
Справа, на столе, покрытом бархатом, подчеркивая значение Куракина как государственного деятеля, автор изображает бумаги, перо и чернильницу. Над ним — беломраморный бюст императора Павла I.
Тема, посвященная Павлу I в картине, тоже недаром. Дело в том, что в детстве Куракин и великий князь Павел Петрович воспитывались вместе, под присмотром и руководством дяди Куракина, Панина Никиты Ивановича. И конечно детская связь переросла во вполне дружеские отношения.
Естественно, Боровиковскому удалось вместить в полотно императора: и любимую резиденцию Павла I — Михайловский дворец, и мантию, так как Павел был Великим магистром Мальтийского ордена, и бюст размером почти с самого Куракина.
Глядя на полотно, становится понятен замысел художника – показать богатого, влиятельного при дворе, знатного, высокопоставленного вельможу. Для этого используется весь антураж вокруг князя, детали дворцового интерьера. Ведь такой известный государственный деятель просто не может выглядеть величественнее, чем в стенах дворца.
Другие картины Боровиковского
Портрет Лопухиной
Екатерина II на гастролях
Портрет Арсеньевой
Портрет Боровского
Портрет Павла I
Портрет Муртазы Кули-хана
Портрет Нарышкиной