Описание картины:
Эта картина является образцом зрелого творчества художника и отражает его высокое мастерство в создании многофигурных композиций и виртуозной манере письма. На полотне изображен кульминационный момент веселого торжества, которое фламандцы называли «пиром трех королей». Под царями понимались три волхва из Библии, принесшие дары младенцу Иисусу. Праздник отмечался в день Поклонения волхвов. Для простых людей это был повод устроить веселую попойку, кульминацией которой стал выбор самого пьяного короля праздника.
На картине художника изображен момент, когда участники веселья дошли до бурной стадии возлияний. Явный шум и гам, воют волынки, кричат тосты, в углу лежит больной какой-то выпивший и съевший явно сверх меры человек. В другом углу полотна пьяная мать вытирает попку младенцу и сажает его к себе на колени. При этом ребенку она явно неинтересна, ведь она смотрит не на него, а на «короля» праздника.
Композиция картины очень сложная, в ней много фигур и разных деталей. Если присмотреться, то можно увидеть голову беззубой старухи, выглядывающую из-за женщины с ребенком, собаку, прыгающую на молодого человека с кружкой в руках, мужчину с уродливым лицом в капюшоне в правый верхний угол холста.
Две молодые женщины, сидевшие обнявшись, были изрядно пьяны, но еще не утратили благоразумия и человеческого вида. Один из них с явным интересом смотрит на воющего юношу с высоко поднятой рожей.
А в центре всего этого сидит король – пожилой мужчина с седой головой, бородой и усами. На голове у него нарядная корона, в руках бокал хорошего вина, а перед ним стол, уставленный разнообразными яствами.
Этот персонаж является смысловым и композиционным центром всего произведения. Сам он вроде не принимает активного участия в общем веселье, но без него не было бы праздника как такового.
Если внимательно присмотреться к картине, то можно увидеть на ней множество диагональных линий, направленных из левого нижнего угла в правый верхний угол холста. При почти круговом расположении фигур вокруг сидящего в центре короля такие диагонали придают картине динамичность, делают движения выразительнее, а сюжет активнее.
Единство композиции подчеркивается и приблизительным цветовым решением. Весь образ выполнен в теплых приглушенных оттенках коричневого и золотого с вкраплениями мягких оттенков другого цвета.
Другие картины Якоба Йорданса
Поклонение пастухов
Бобовый король
Четыре евангелиста
Семейный портрет
Искушение Марии Магдалины
Жертвоприношение Церере, богине осени
Мелеагр и Аталанта