Описание картины:
Фреска с драматическим религиозным сюжетом о казни святого Петра — одна из последних работ Микеланджело. Папа Павел III заказал фреску для Апостольского дворца в Ватикане (Часовня Паолины). Работа длилась около 4 лет.
Сегодня мы восхищаемся многими произведениями великого мастера эпохи Возрождения, которых современники называли «Божественными» — это и роспись Сикстинской капеллы, и грациозный «Давид», и драматическая «Пьета», но именно «Распятие св. Петра», которую многие исследователи считают вершиной творчества живописца и скульптора, настолько совершенны ее композиционное и выразительное исполнение.
В 1537 году начали строить капеллу, и Павел III пригласил именитого мастера для оформления интерьера – это были две фрески: представленная и не менее знаменитое «Обращение Савла». Сегодня эти творения гениального Микеланджело увидеть достаточно сложно – в отличие от Сикстинской капеллы, Паолина закрыта для туристов. Здесь собирается коллегия перед избранием нового папы. А вот в музее Тейлора в Харлеме (Голландия) можно увидеть несколько набросков к фреске, выполненных карандашом, чудом сохранившихся.
Поражает смирение изображенных на фреске зрителей — в них читается страх и безысходность. Палачи Петра насильно собирают людей для демонстрации ужасающей силы, а они стоят безвольно, «сломанные» жестокостью и злом.
Только Петр во всей своей могучей статье, в упрямом повороте головы, показывает силу и величие. Именно он приказал своим мучителям распять его вниз головой, так как считал, что недостоин принять смерть так же, как Иисус, сын Господень.
Стоит отметить, что художники плохо справились с этой задачей. Часто это выглядело схематично, а иногда и комично. Но Микеланджело еще больше усложняет композицию — он изображает Петра перед распятием, живым и мятежным, и помимо сложной технической задачи, он должен был наполнить действие эмоцией. Гений Возрождения умело осуществляет свои планы.
Некоторые исследователи предполагают, что в этой работе живописец изобразил и самого себя — всадник в тюрбане может быть автопортретом Микеланджело в юности. Но человек, возглавляющий отдел, предположительно, Томазо Квальери, ученик и друг Микеланджело.
Завершив работу над фресками в капелле, мастер навсегда оставил живопись, полностью посвятив себя работе над архитектурными проектами.
Другие картины Микеланджело Буонарроти
Обращение апостола Павла
Страшный суд
Положение в гробу
Мадонна Дони
Ливийская Сивилла
Сотворение Адама
Всемирный потоп
Персидская сивилла
Мучения святого Антония
Манчестер Мадонна
Кумская Сивилла
Дельфийская Сивилла
Эритрейская сивилла
Пророк Даниил
Пророк Иезекииль
Пророк Иеремия
Пророк Захария
Пророк Иоиль
Пророк Исаия