Описание картины:
«Уничтожение мышей» — одна из самых известных картин Джорджо де Кирико. Он также известен под названиями «Тревожные девы» и «Тревожные музы». Первый вариант картины появился в 1917 году, после чего мастер создал более двух десятков несколько отличающихся друг от друга вариантов этого произведения.
Архитектура композиции очень проста и выразительна. На показанной в перспективе длинной платформе, шириной с палубу корабля, две фигуры в пеплосе (древнегреческая безрукавная женская одежда), драпированные складками, напоминающие античные статуи. Тот, что слева, имеет удлиненную голову манекена, напоминающую раскачивающийся на ветру дирижабль. Сидящая справа потеряла голову — она лежит у ее ног, а на ее месте торчит что-то вроде блестящей шишки. Рядом с этими двумя то ли фигурами, то ли статуями мастер поместил два разноцветных многогранника и тонкий цилиндр, украшенный красной спиралью и напоминающий красивую конфету. Деревянный подиум резко обрывается на заднем плане. Там можно увидеть «красный город» — фамильный замок д’Эсте в Ферраре, фабричные корпуса с высокими трубами, приземистую белую башню. Два центральных образа представлены весталками, охраняющими Феррару и олицетворяющими мятежный дух этого города. В тени на заднем плане виднеется женская статуя — скорее всего, статуя Гестии, греческой богини — покровительницы домашнего очага.
Художник расставляет фигуры по диагонали, перпендикулярно линии отбрасываемой ими тени. Многочисленным вертикальным линиям, образующим и организующим композицию, противостоит линия горизонта, обозначенная краем площадки. Де Кирико мастерски использует свое превосходное знание классической перспективы, чтобы создать иллюзию перспективы в своих работах. Сочетание нескольких точек зрения, столкновение неожиданных ракурсов, членение композиции на зоны, каждая из которых имеет свой горизонт — вот некоторые приемы, которые использует художник для построения своего неповторимого метафизического пространства. Таинственность происходящего на полотне усиливается ясной и прохладной атмосферой, царящей в помещении. Художник мастерски передает архаичность фигур-скульптур и барочную театральность окружающей мизансцены. Это противостояние усиливает монументальность полотна.
Де Кирико черпал вдохновение для своих ключевых образов из нескольких источников. Стоящая фигура напоминает мраморную статую из святилища Геры на Самосе (находится в Лувре), она также похожа на бронзового Аполлона из Дельф. У этих скульптур художник «позаимствовал» рисунок складок туник. Сидящая фигура, кажется, вдохновлена шумерскими статуями из коллекции Лувра — именно у них руки сложены таким образом.
Другие картины Джорджо де Кирико
Итальянские квадраты
Автопортреты Джорджо де Кирико
Археологический цикл картин
Гладиатор цикл картин
Великий метафизик
Метафизический интерьер с печеньем
Метафизический интерьер
Неуверенность поэта
Странствия философа
Вокзал Монпарнас
Чистота воображения
Башня
Восходящее солнце
Блудный сын
Меланхолия и тайна улицы