Описание картины:
В 1920 году Николай Рерих уехал в США, где организовал большой выставочный тур по американским городам. На американском континенте русский художник, философ, этнограф создал несколько циклов картин разного характера и содержания. Работу, посвященную Гранд-Каньону в Аризоне, Рерих назвал «Голубые храмы». Как любознательный исследователь, Рерих не мог не заинтересоваться удивительным местом — одним из самых глубоких каньонов на земле. Через полвека после создания картины каньон будет внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Одной из центральных философских и культурологических идей Рериха провозглашалось единство культур и народов, а Большой Каньон соединил в себе следы целых 4 геологических эпох. Так что на картинке горы и скалы в каньоне выглядят как слоеный пирог. А вот те лестничные марши на камнях Рерих представил в виде монументальных сооружений, храмов. Эта фантазия живописца органично вписывалась как в концепцию его философских идей, так и в географический образ местности. Как и некоторые священные сооружения, вершина скал в глубочайшем каньоне служит своеобразным символом единства. Ведь красота понятна каждому, а красота, созданная природой в сложном и длительном процессе развития, не принадлежит одной стране или религии, народу или историческому времени — она принадлежит всему миру, человечеству.
Рерих назвал синий доминирующим цветом в этом произведении. Здесь можно увидеть, кажется, все его оттенки: от темного ультрамарина до нежной лазури. Рерих очень любил работать с голубым цветом — мастер блестяще рисовал небо, и благодаря его таланту небо буквально жило своей жизнью, радуясь причудливым фигурам и контурам. В этой же работе Рерих оставляет небо практически нейтральным, акцентируя внимание на природной архитектуре каньона, монументальной, мощной.
Рерих обдуманно использует темперу, зная, что даже спустя годы насыщенный синий цвет не потеряет своей яркости и насыщенности, как масляная краска. Художник смело оперирует массами цвета и оформляет их с помощью простых, понятных линий.
За время своего относительно недолгого пребывания в Америке Рерих успел сделать очень многое – основать несколько домов культуры, художественных объединений в крупных городах, открыть арт-центр в Нью-Йорке. Его бурная художественная и общественная деятельность, многочисленные культурологические лекции привели к заслуженному восхищению и признанию на Западе, а в 1923 году в Америке появился первый в мире музей, посвященный только одному художнику, а именно Музей Николая Рериха. Талантливый художник, незаурядная личность, тонкий мыслитель открылся здесь гораздо раньше, чем на родине.
Другие картины Николая Рериха
Прокопий Справедливый
Конфуций праведник
Мохаммед на горе Хира
Пантелеимон Целитель
Победоносный Будда
Мост Славы
Ангел последний
Тьма горит
Небесная битва
Иностранные гости
Капли жизни
Преподобный Сергий Радонежский
Повелитель ночи
Мать мира
И мы работаем