Описание картины:
За создание этой и еще двух картин на исторические сюжеты художник был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. К сожалению, судьба этого полотна сложилась печально. Третьяков пытался купить ее для своей галереи, но она попала в частную коллекцию. В 2014 году картина была украдена, и до сих пор ее судьба неизвестна.
Сюжет картины основан на рассказе свидетеля гибели короля — английского дипломата Хорси. Подлинность его свидетельства вызывает сомнения, но оно пользовалось популярностью и использовалось художником как полотно для своего полотна.
На картине запечатлен момент, когда король погиб во время игры в шахматы. Он одет в плащ, отороченный мехом, и шапку. На полотне много исторических личностей, окружающих покойного монарха. Картина представляет собой «моментальный снимок» момента смерти Ивана IV. С присущей его работе театральностью художник расставляет ключевые фигуры этого действия: в центре, в большом кресле, беспомощно обмякшая фигура царя, вокруг него его родные и близкие. Справа целитель достает свои лекарства в бесплодной попытке вернуть умирающего к жизни, а придворный шут, с другой стороны, падает к ногам короля и с ужасом смотрит на своего господина. Последняя жена царя, Мария Нагая, мать царевича Дмитрия, впоследствии убитого в Угличе, поклонилась в изголовье. Василий Шуйский молится за спиной царицы. Фигура справа — старая, сгорбленная няня короля, которая мчится к нему, опираясь на деревянную палку.
Слева от умирающего — другие исторические персонажи, которые в будущем сыграют свою роль в истории России. Крайний слева, поднявшись во весь рост, повернувшись боком к зрителю — Борис Годунов. Бородатый старик, вставший на стуле, — это Богдан Бельский. На фоне пышной кровати с балдахином изображена супружеская пара — царевич Федор и его жена Ирина Годунова, в тревоге прижавшиеся к растерянному и смущенному мужу.
Помимо продуманной, хотя и слегка театральной композиции, фильм впечатляет отличной проработкой деталей, даже самых мелких, а также великолепно прорисованными эмоциями и мимикой. По сохранившейся литографии трудно судить о цветовой гамме картины, но зная остальные полотна мастера, можно смело сказать, что она была красочной и многоцветной. Жалко, что она исчезла, остается только надеяться на счастливый возврат украденного полотна.
Другие картины Константина Маковского
Портрет Марии Николаевны
Семейный портрет
У открытого окна
Русалки
Боярская свадьба
Дети бегут от бури
Петербургский двор
Дата
Вниз по проходу
Боярин у окна
Русская красавица
Обращение Минина к жителям Нижнего Новгорода
Боярышник
Девушка в костюме Флоры