Максим в повести «Слепой музыкант» Короленко: образ, характеристика, описание

Максим в повести "Слепой музыкант" Короленко: образ, характеристика, описание
«Слепой музыкант».
Иллюстрация В. Бехтеев

Максим является одним из центральных персонажей повести «Слепой музыкант» Короленко.

В этой статье представлена цитатная характеристика Максима в повести «Слепой музыкант» Короленко: образ, описание героя в цитатах.

 

 

 

Максим в повести «Слепой музыкант» Короленко: образ, характеристика, описание

Полное имя героя  Максим Михайлович Яценко:

«…что тебе скажет пан Максим Яценко…»

«Это вы кличете, Максим Михайлович?»

Он является дядей главного героя повести, слепого мальчика Петра Попельского:

«Семейство, в котором родился слепой мальчик, было немногочисленно. Кроме названных уже лиц, оно состояло еще из отца и «дяди Максима», как звали его все без исключения домочадцы и даже посторонние.»

Максим  мужчина с горячим, добрым сердцем и неугомонной, деятельной мыслью:

«Нет, он нисколько не страшный. Он добрый.» (Петя о дяде Максиме)

«…в изрубленном теле бьется горячее и доброе сердце, а в большой квадратной голове, покрытой щетиной густых волос, работает неугомонная мысль.»

«…дало деятельной мысли изувеченного бойца другое направление.» 

Он является энергичным мужчиной:

«…и с обычною своей энергией занялся изучением всего того…»

Максим  человек очень приятного нрава и большого ума, по мнению пана Яскульского:

«Однако при ближайшем знакомстве он должен был сознаться, что этот еретик и забияка – человек очень приятного нрава и большого ума…»

Он незлобный человек, который редко сердится:

«Но он сердился редко; большею же частью на доводы сестры он возражал мягко и с снисходительным сожалением…»

Максим является искренним человеком:

«…быть может, под влиянием импонирующей искренности старого ветерана…»

Максим  упрямый человек:

«…не сумели выгнать из Максима его упрямую душу…»

При этом у него острый язык:

«…по временам его острый язык действовал так же метко, как некогда сабля…»

О внешности Максима известно следующее (герой в зрелом возрасте):

«Правую ногу ему совсем отрезали, и потому он ходил на костыле…»

«В то время, когда в деревенском домике появилось и стало расти новое существо, в коротко остриженных волосах дяди Максима уже пробивалась серебристая проседь. Плечи от постоянного упора костылей поднялись, туловище приняло квадратную форму. Странная наружность, угрюмо сдвинутые брови, стук костылей и клубы табачного дыма, которыми он постоянно окружал себя, не выпуская изо рта трубки, – все это пугало посторонних, и только близкие к инвалиду люди знали, что в изрубленном теле бьется горячее и доброе сердце…»

«…угрюмо сдвинутыми густыми бровями.»  

«Между тем изувеченный боец…» 

«…улетучились из квадратной головы ветерана.» 

«…розовые мечты согревали стареющее сердце.» 

«Максим?.. Это который на костылях?.. Я его видела. Он страшный!» (маленькая Эвелина о внешности Максима)

В молодости Максим был опасным, дерзким забиякой, хотя и вырос в почтенном дворянском семействе:

«Лет за десять до описываемых событий дядя Максим был известен за самого опасного забияку не только в окрестностях его имения, но даже в Киеве «на Контрактах»*. Все удивлялись, как это в таком почтенном во всех отношениях семействе, каково было семейство пани Попельской, урожденной Яценко, мог выдаться такой ужасный братец. Никто не знал, как следует с ним держаться и чем ему угодить. На любезности панов он отвечал дерзостями, а мужикам спускал своеволие и грубости, на которые самый смирный из «шляхтичей» непременно бы отвечал оплеухами.»  (*«Контракты» – название славной киевской ярмарки)

Максим ведет себя простой в обращении с крестьянами. Те в свою очередь относятся к нему почтительно, но свободно:

«…мужикам спускал своеволие и грубости…»

«Максим Яценко, сам малоросс, был человек простой с мужиками и дворней. Он часто кричал и ругался, но как‑то необидно, и потому к нему относились люди почтительно, но свободно.»

При всех своих достоинствах он является женоненавистником, то есть пренебрежительно относится к женскому полу в целом:

«Между тем девочка продолжала смотреть на него своим открытым взглядом, сразу завоевавшим его женоненавистническое сердце.»

«…отпускал презрительные сентенции насчет неразумной женской любви и короткого бабьего ума, который, как известно, гораздо короче волоса; поэтому женщина не может видеть дальше минутного страдания и минутной радости.»

При этом Максим  романтик. В молодости он мечтает о появлении новой Запорожской Сечи (описанной в «Тарасе Бульбе»), но затем разочаровался в этой идее и отправился в Италию:

«Максим вздохнул. Он был романтик и когда‑то мечтал о новой сечи.»

«– Вздыхал и я когда‑то о сечи, об ее бурной поэзии и воле… Был даже у Садыка в Турции.

– И что же? – спросили молодые люди живо. 

– Вылечился, когда увидел ваше «вольное козачество» на службе у турецкого деспотизма… Исторический маскарад и шарлатанство!.. Я понял, что история выкинула уже всю эту ветошь на задворки и что главное не в этих красивых формах, а в целях… Тогда‑то я и отправился в Италию.»

Будучи молодым человеком, Максим едет в Италию и примыкает к революционному движению полководца Гарибальди (другими словами, становится «гарибальдийцем»):

«Тогда‑то я и отправился в Италию. Даже не зная языка этих людей, я был готов умереть за их стремления.»

«…уехал в Италию: там он примкнул к такому же забияке и еретику – Гарибальди…»

«Кто знает, – думал старый гарибальдиец…» (Максим о себе)

«…усмехнулся старый гарибальдиец, глядя на свои костыли.»

На войне в Италии Максим получает множество ранений, после чего его считают умершим. Однако он выживает и спустя несколько лет приезжает на родину в дом сестры Анны:

«Разъяренные австрийцы… изрубили его, как капусту.»

«Максима считали умершим.»

«Оказалось, однако, что австрийские сабли не сумели выгнать из Максима его упрямую душу и она осталась, хотя и в сильно попорченном теле. Гарибальдийские забияки вынесли своего достойного товарища из свалки, отдали его куда‑то в госпиталь, и вот, через несколько лет, Максим неожиданно явился в дом своей сестры, где и остался.»

«…если бы странная судьба и австрийские сабли не заставили дядю Максима поселиться в деревне, в семье сестры.»

Из Италии Максим возвращается инвалидом без правой ноги:

«…хотя и в сильно попорченном теле.»

«Теперь ему было уже не до дуэлей. Правую ногу ему совсем отрезали, и потому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на то, чтобы кое‑как опираться на палку.»

«У меня нет ноги и руки, но есть глаза.»

«Рядом на своих костылях шел дядя Максим…»

После всего пережитого Максим становится серьезнее:

«Да и вообще он стал серьезнее, угомонился, и только по временам его острый язык действовал так же метко, как некогда сабля.»

Теперь «угомонившийся» Максим редко бывает в обществе и большую часть времени проводит за чтением книг, а также за написанием каких-то работ:

«Он перестал ездить на «Контракты», редко являлся в общество и большую часть времени проводил в своей библиотеке за чтением каких‑то книг, о которых никто ничего не знал, за исключением предположения, что книги совершенно безбожные. Он также писал что‑то, но так как его работы никогда не являлись в «Курьерке», то никто не придавал им серьезного значения.»

Став инвалидом, Максим чувствует, что жизнь выбила его из седла и он навсегда выбыл из рядов борцов:

«Между тем изувеченный боец думал о том, что жизнь – борьба и что в ней нет места для инвалидов. Ему приходило в голову, что он навсегда выбыл уже из рядов и теперь напрасно загружает собою фурштат; ему казалось, что он рыцарь, выбитый из седла жизнью и поверженный в прах.»

 

В это время ветеран Максим обращает внимание на своего слепого племянника Петю и решает направить свои усилия на его развитие:

«Сначала он не обращал внимания на слепого ребенка, но потом странное сходство судьбы мальчика с его собственною заинтересовало дядю Максима.»

«С тех пор его взгляд стал останавливаться на ребенке все чаще и чаще.»

«Присутствие в доме слепого мальчика постепенно и нечувствительно дало деятельной мысли изувеченного бойца другое направление.»

Максиму кажется, что он призван развить в племяннике его задатки:

«И дяде Максиму казалось, что он призван к тому, чтобы развить присущие мальчику задатки, чтоб усилием своей мысли и своего влияния уравновесить несправедливость слепой судьбы, чтобы вместо себя поставить в ряды бойцов за дело жизни нового рекрута, на которого без его влияния никто не мог бы рассчитывать.»

«…и тогда я не даром проживу на свете, изувеченный старый солдат…» (Максим о себе и помощи Пете)

Мужчина начинает выписывать книги по физиологии, психологии и педагогике, чтобы заниматься со слепым Петей:

«Дядя Максим был очень встревожен этим случаем. С некоторых пор он стал выписывать книги по физиологии, психологии и педагогике и с обычною своей энергией занялся изучением всего, что дает наука по отношению к таинственному росту и развитию детской души.»

Забота о племяннике помогает Максиму бороться с собственной тоской и мрачными мыслями:

«Эта работа завлекала его все больше и больше, и поэтому мрачные мысли о непригодности к житейской борьбе, о «червяке, пресмыкающемся в пыли», и о «фурштате» давно уже незаметно улетучились из квадратной головы ветерана. На их месте воцарилось в этой голове вдумчивое внимание, по временам даже розовые мечты согревали стареющее сердце.»

Максима стремится к тому чтобы слепой Петя был максимально самостоятельным. Дядя старается заполнять день мальчика разными занятиями:

«Благодаря режиму, который был заведен по плану Максима, слепой во всем, где это было возможно, был предоставлен собственным усилиям, и это принесло самые лучшие результаты.»

«Таким образом, день мальчика был заполнен, нельзя было пожаловаться на скудость получаемых им впечатлений.»

Максим занимается физическим развитием племянника, учит его кататься на лошади и т.д.:

«Кроме того, насколько это было ему доступно, Максим обращал внимание на физические упражнения: у мальчика была своя гимнастика, а на шестом году Максим подарил племяннику небольшую и смирную лошадку.»

Чтобы обучить Пету чтению, Максим изучает специальную методику:

«Умелые уроки Максима (которому пришлось изучить для этого специальные приемы обучения слепых) очень нравились мальчику.»

Максим обучает слепого Петю всему (истории, литературе и т.д.), кроме музыки, которую мальчику преподает мать:

«Максим пользовался им, чтобы знакомить мальчика с историей его страны…»

«Отсюда начался интерес к литературе, и на девятом году Максим приступил к первым урокам.» 

«Как же я его не знаю, когда он меня всему учит.» (Петя о дяде)

При этом Максим никогда не кричит и не бьет своего племянника:

«Никогда не бьет и не кричит на меня… Никогда…»

Максим мечтает для Пети не о спокойствии, а о полноте жизни. Он хочет, чтобы племянник испытал в жизни «кипучие кризисы и борьбу»:

«Он мечтал для Петра не о спокойствии, а о возможной полноте жизни.»

«Максим мечтал о том, что пережил сам и чего так рано лишился: о кипучих кризисах и о борьбе. В какой форме, – он не знал и сам, но упорно стремился расширить для Петра круг живых внешних впечатлений, доступных слепому, рискуя даже потрясениями и душевными переворотами.»

Когда Петр подрастает, он впадает в глубокую тоску из-за своей слепоты. Дядя Максим пытается помочь племяннику пережить этот душевный кризис. С помощью Максима слепой Петр под видом крестьянина идет на богомолье к иконе. Во время этого похода юноша узнает, как тяжело живут крестьяне, слепые и зрячие. После этого похода Петр наконец смиряется со своей слепотой:

«Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал так носиться со своим…» (Максим  Петру)

«…панич неожиданно вернулся с двумя слепцами в нищенской одежде. Кругом говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление. Впрочем, глаза его оставались по‑прежнему чистыми и по‑прежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась.»

Через несколько лет слепой Петр наконец становится профессиональным музыкантом. Дядя Максим чувствует, что в этом тоже его заслуга и что он недаром прожил свою жизнь:

«И старый солдат все ниже опускал голову. Вот и он сделал свое дело, и он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой… Так дебютировал слепой музыкант.»

— Все материалы по повести «Слепой музыкант»
— Все материалы по творчеству Короленко

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий