Характеристика Петра Попельского в повести «Слепой музыкант», образ, описание

Характеристика Петра Попельского в повести "Слепой музыкант", образ, описание
«Слепой музыкант».
Иллюстрация В. Бехтеева

Слепой музыкант Петр Попельский является главным героем одноименной повести В. Г. Короленко.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Петра Попельского в повести «Слепой музыкант»: описание внешности и характера персонажа и т.д.

 

 

 

Характеристика Петра Попельского в повести «Слепой музыкант»

Главный герой повести, Петр, является слепым от рождения:

«Как бы то ни было, ребенок родился слепым.»

«Мальчик, действительно, слеп, и притом безнадежно…»

Полное имя героя — Петр Попельский. Родные называют его также Петрусем и Петриком:

«Пани Попельская вглядывалась в своего сына.»

«…мать велела позвать в комнату Петю.»

«…прислушиваясь к ровному дыханию своего Петруся.»

«Однажды Петрик был один на холмике над рекой.»

Петр Попельский — дворянин из богатой семьи помещиков:

«Ребенок родился в богатой семье Юго‑западного края, в глухую полночь.»

Петр является единственным ребенком в семье. Мать, отец и дядя Максим очень любят мальчика и всячески поддерживают его:

«У Попельских не было других детей, и потому слепой первенец по‑прежнему остался центром, около которого группировалась вся жизнь усадьбы.»

О внешности маленького Пети известно следующее:

«…на красивом и не по‑детски серьезном лице.»

«…красивые, но неподвижные глаза придавали лицу слепого какой‑то суровый и вместе трогательный отпечаток.»

«…каждою сменою выражения на нервном лице ребенка.»

О внешности Пети в возрасте около 5 лет автор сообщает следующее:

«Для своего возраста он был высок и строен; лицо его было несколько бледно, черты тонки и выразительны. Черные волосы оттеняли еще более белизну лица, а большие темные, малоподвижные глаза придавали ему своеобразное выражение, как‑то сразу приковывавшее внимание. Легкая складка над бровями, привычка несколько подаваться головой вперед и выражение грусти, по временам пробегавшее какими‑то облаками по красивому лицу, – это все, чем сказалась слепота в его наружности.»

О внешности Пети в возрасте около 9 лет известно следующее:

«Только теперь она заметила, что в лице ее нового знакомого есть что‑то необычайное. Бледные и тонкие черты застыли на выражении напряженного внимания, как‑то не гармонировавшего с его неподвижным взглядом.»

«…черты лица… […] в них виднелось недетское, глубокое и тяжелое горе.»

О внешности Петра в возрасте около 17-18 лет автор сообщает следующее:

«Слепой тоже вырос и возмужал. Всякому, кто посмотрел бы на него в ту минуту, когда он сидел поодаль от описанной группы, бледный, взволнованный и красивый, сразу бросилось бы в глаза это своеобразное лицо, на котором так резко отражалось всякое душевное движение. Черные волосы красивою волной склонялись над выпуклым лбом, по которому прошли ранние морщинки. На щеках быстро вспыхивал густой румянец и так же быстро разливалась матовая бледность. Нижняя губа, чуть‑чуть оттянутая углами вниз, по временам как‑то напряженно вздрагивала, брови чутко настораживались и шевелились, а большие красивые глаза, глядевшие ровным и неподвижным взглядом, придавали лицу молодого человека какой‑то не совсем обычный мрачный оттенок.»

«Когда в дверях показалось его бледное лицо и тонкая фигура…»

«При этом его бледное лицо всегда поворачивалось за плывшим по синему небу огненным шаром…»

«…смотрели с удивлением на богато одетого и красивого панича…»

О внешности Петра в возрасте около 20 лет известно следующее:

«…на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны…»

«У него замечательно драматическая наружность.» (зритель о Петре)

«…это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза…»

 

Петр — человек с чуткой натурой, тонкой и богатой нервной организацией:

«…тонкая и богатая нервная организация мальчика брала свое…»

«…чуткая тонкая организация подымалась, как упруго натянутая струна…»

«…чуткая натура мальчика способна откликнуться, несмотря на слепоту, на поэтические образы песни.»

Слепой Петя обладает поразительно тонким, изощренным слухом:

«…развитие восприимчивости идет главным образом в сторону слуха.»

«…посредством сильно изощренного слуха он проникал все дальше в окружавшую его природу.»

В возрасте около 5 лет Петя осваивает игру на дудке. Ему помогает в этом конюх Иохим:

«– Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?

– Иохим выучил, – ответил Петрусь.»

Затем маленький Петя учится играть на фортепиано под руководством своей матери:

«Наконец, ровно через три недели, из города привезли пианино.»

«Он быстро заучивал все, что передавала ему мать, учившая его игре на фортепиано, но любил также и Иохимову дудку.»

Еще в детстве у Пети обнаруживаются музыкальные способности и задатки артиста:

«…уже в этой чуткой внимательности к элементарным звукам, составным частям будущей мелодии, сказывались задатки артиста.»

«…так явно обнаружившиеся склонности мальчика порождали в инвалиде двойственное чувство. С одной стороны, страстное влечение к музыке указывало на несомненно присущие мальчику музыкальные способности и, таким образом, определяло отчасти возможное для него будущее.»

В возрасте около 9 лет Петя знакомится с соседской девочкой Эвелиной, которая становится его лучшим другом:

«Вообще эта дружба была настоящим даром благосклонной судьбы. Теперь мальчик не искал уже полного уединения…»

«…у мальчика был только один такой друг его возраста, именно – белокурая девочка из поссесорской усадьбы.»

Благодаря усилиям дяди Максима слепой Петя растет довольно самостоятельным ребенком, насколько это возможно. Мальчик занимается физическими упражнениями, ездит верхом на лошади и т.д.:

«Благодаря режиму, который был заведен по плану Максима, слепой во всем, где это было возможно, был предоставлен собственным усилиям, и это принесло самые лучшие результаты. В доме он не казался вовсе беспомощным, ходил всюду очень уверенно, сам убирал свою комнату, держал в известном порядке свои игрушки и вещи. Кроме того, насколько это было ему доступно, Максим обращал внимание на физические упражнения: у мальчика была своя гимнастика, а на шестом году Максим подарил племяннику небольшую и смирную лошадку.»

«Таким образом, день мальчика был заполнен, нельзя было пожаловаться на скудость получаемых им впечатлений. Казалось, он жил полною жизнью, насколько это возможно для ребенка.»

Петя учится читать по-русски и по-французски по специальной методике, а также учится писать:

«Отсюда начался интерес к литературе, и на девятом году Максим приступил к первым урокам. Умелые уроки Максима (которому пришлось изучить для этого специальные приемы обучения слепых) очень нравились мальчику.»

«Я могу читать, – первый заговорил опять Петрусь, – и скоро выучусь писать пером.»

«Я читаю в своей книжке, – пояснил он, – пальцами.»

«А я могу читать даже по‑французски.»

Петр оказывается умным, способным человеком. Будучи слепым ребенком, он учится даже лучше, чем его подруга Эвелина:

«Совместное обучение оказалось очень полезным для обоих. Петрусь шел, конечно, впереди, но это не исключало некоторого соревнования.»

«Кроме того, он помогал ей часто выучивать уроки…»

Несмотря на свою инвалидность, Петр прекрасно чувствует природу:

«Несмотря на свою слепоту, Петр отлично чувствовал природу.»

Юный Петр продолжает заниматься музыкой и развивать свой талант. Окружающие отмечают его дарование и предрекают ему славу артиста, если тот продолжит обучение:

«…молодые люди, еще взволнованные и возбужденные, пожимали руки музыканта, предсказывали ему широкую известность артиста.»

«У вас удивительно своеобразная манера… Многие играют лучше вашего, но так, как вы, ее не исполнял еще никто. Это… как будто перевод с итальянского музыкального языка на малорусский. Вам нужна серьезная школа, и тогда…» (знакомый о Петре)

Тем временем, став юношей, Петр все острее ощущает свою инвалидность и чувствует себя лишним на свете. Он глубоко страдает из-за того, что не может видеть и никогда не сможет увидеть мир вокруг:

«Ничего особенного, – ответил он с горечью. – Мне только кажется, что я совсем лишний на свете.»

«Оставь меня… бросьте меня все, потому что я могу дать одно страдание взамен любви… Я хочу видеть – понимаешь? Хочу видеть и не могу освободиться от этого желания. Если б я мог увидеть таким образом мать, отца, тебя и Максима, я был бы доволен…»

«Я поменялся бы с последним нищим, потому что он счастливее меня. Да и слепых вовсе не нужно окружать заботой: это большая ошибка…»

«Да! мне не за что проклинать! Моя жизнь наполнена одной слепотой. Никто не виноват, но я несчастнее всякого нищего…»

Добрый дядя Максим решает помочь Петру справиться со своей болью и печалью. По совету дяди Петр переодевается крестьянином и отправляется на богомолье к иконе. Вместе с ним туда идут слепые крестьяне из округи. Во время похода Петр узнает много о тяжелой жизни крестьян, слепых и зрячих. Этот опыт меняет мировоззрение юноши, и он смиряется со своей слепотой:

«Третий был совсем юноша, в новой крестьянской одежде, с бледным и как будто слегка испуганным лицом…» (Петр в одежде крестьянина)

«…долго брел за скрипучими возами чумаков, ночевал в степи у огней, слушал гомон ярмарок и базаров, узнавал горе, слепое и зрячее, от которого не раз больно сжималось его сердце…»

«По мере приближения к Почаеву банда слепых все росла.»

«…панич неожиданно вернулся с двумя слепцами в нищенской одежде. Кругом говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление.

Впрочем, глаза его оставались по‑прежнему чистыми и по‑прежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась.»

Вскоре Петр и его подруга детства Эвелина женятся, у них рождается сын:

«Сыграли свадьбу.»

Петр переживает о том, что сын может также быть слепым. Услышав от доктора, что ребенок здоров, Петр испытывает невероятный эмоциональный подъем. На мгновение его глаза как будто прозревают, и ему кажется, что он видит свою семью. Этот странный случай оставляет глубокое впечатление в душе Петра:

«И вдруг эти два слова: «Ребенок видит!» – перевернули его настроение.»

«Он только упорно утверждал, что в эти несколько мгновений он видел.»

«Что именно он видел, и как видел, и видел ли действительно, – осталось совершенно неизвестным. Многие говорили ему, что это невозможно, но он стоял на своем, уверяя, что видел небо и землю, мать, жену и Максима.»

После этого Петр едет в Киев, чтобы развивать свой талант пианиста. Спустя 3 года слепой музыкант дает свой первый концерт перед публикой. Выступление проходит с огромным успехом:

«Прошло три года. Многочисленная публика собралась в Киев, во время «Контрактов», слушать оригинального музыканта. Он был слеп…»

«Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадную залу.»

«Так дебютировал слепой музыкант.»

Это был цитатный образ и характеристика Петра Попельского в повести «Слепой музыкант» Короленко: описание внешности и характера героя и т.д.

— Все материалы по повести «Слепой музыкант»
— Все материалы по творчеству Короленко

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий