Эвелина в повести «Слепой музыкант»: образ, характеристика, описание

Эвелина в повести "Слепой музыкант": образ, характеристика, описание
«Слепой музыкант».
Иллюстрация В. Бехтеева

Эвелина является одной из ярких второстепенных героинь повести «Слепой музыкант» Короленко.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Эвелины в повести «Слепой музыкант» Короленко: описание внешности и характера героини.

— Все материалы по повести «Слепой музыкант»
— Все материалы по творчеству Короленко

 

 

 

Эвелина в повести «Слепой музыкант» Короленко

Полное имя героини — Эвелина Яскульская. Родители ласково называют девочку Велей:

«Девочка, которую звали Эвелиной…»

«…теперь в ближней усадьбе поселился старик Яскульский с женою.»

«Вот что, Веля… – сказал он, взяв дочь за плечо…»

Родители Эвелины — пан Валентин (также пан Якуб) и пани Агнешка — являются немолодыми людьми. Они поженились в зрелом возрасте, когда уже оба были седыми:

«Это тебе говорю я, Валентин Яскульский, и ты должна мне верить потому, что я твой отец…»

«…пан Якуб долго не мог сколотить нужной для аренды суммы…»

«…пани Агнешка, в ожидании счастливой минуты…»

«Несмотря на то, что обоим супругам в общей сложности было не менее ста лет, они поженились сравнительно недавно…»

Отец Эвелины является шляхтичем, представителем привилегированного сословия Царства Польского:

«…некоторое беспокойство шевелилось в глубине души старого шляхтича…»

«Secundo, я шляхтич славного герба, в котором вместе с «копной и вороной» недаром обозначается крест в синем поле. Яскульские, будучи хорошими рыцарями, не раз меняли мечи на требники и всегда смыслили кое‑что в делах неба…»

Эвелина — единственный ребенок в семье:

«…плодом этой поздней любви явилась единственная дочь…»

«В обществе этих стариков росла их единственная дочь…»

О внешности Эвелины в возрасте около 9-10 лет известно следующее:

«…небольшая девочка, с длинною русой косой и голубыми глазами…»

«…белокурая девочка из поссесорской усадьбы.»

У маленькой Эвелины задумчивые и глубокие голубые глаза:

«…задумчивостью и глубиной голубых глаз.»

У Эвелины открытый, ясный взгляд, который способен очаровать даже женоненавистника дядю Максима:

«…ответила пани Попельская, любуясь ее ясными глазами…»

«Между тем девочка продолжала смотреть на него своим открытым взглядом, сразу завоевавшим его женоненавистническое сердце.»

«…приняла неожиданно‑бурную ласку все с тем же ясным, хотя и несколько удивленным взглядом.»

У Эвелины приятный, спокойный голос:

«Звуки этого спокойного детского голоса приятно действовали на слух слепого…»

«Напротив, ему даже захотелось, чтоб опять пришла эта девочка с таким приятным, спокойным голосом, какого он никогда еще не слыхал. Знакомые ему дети громко кричали, смеялись, дрались и плакали, но ни один из них не говорил так приятно.»

Маленькая Эвелина не по-детски солидна, рассудительна, самодостаточна и спокойна. Из-за этого она иногда кажется не ребенком, а крохотной взрослой женщиной:

«…поражавшая всех при первом же знакомстве какою‑то странною солидностью, разлитою во всей ее фигуре. Казалось, спокойствие поздней любви родителей отразилось в характере дочери этою недетскою рассудительностью, плавным спокойствием движений, задумчивостью и глубиной голубых глаз. Она никогда не дичилась посторонних, не уклонялась от знакомства с детьми и принимала участие в их играх. Но все это делалось с такою искреннею снисходительностью, как будто для нее лично это было вовсе не нужно. Действительно, она отлично довольствовалась своим собственным обществом, гуляя, собирая цветы, беседуя со своею куклой, и все это с видом такой солидности, что по временам казалось, будто перед вами не ребенок, а крохотная взрослая женщина.»

«…маленькая женщина не удержалась на высоте своей солидности…»

«Маленькая женщина солидно протянула ей руку…»

«Между тем крохотная женщина, чувствовавшая себя, по‑видимому, совсем как дома…»

Маленькая Эвелина — смелая, бесстрашная девочка. По ее словам, она никого не боится:

«А я не боюсь никого.»

Эвелина свободно и непринужденно обращается с незнакомыми людьми, в том числе и со взрослыми:

«…ответила пани Попельская, любуясь ее ясными глазами и свободой ее обращения.»

«Между тем крохотная женщина, чувствовавшая себя, по‑видимому, совсем как дома, отправилась навстречу подходившему к ним на своих костылях Максиму и, протянув ему руку, сказала тоном снисходительного одобрения:

– Это хорошо, что вы не бьете слепого мальчика. Он мне говорил.»

 

Эвелина знакомится со слепым соседом Петром Попельским (главным героем повести), когда им обоим около 9-10 лет. Дети становятся лучшими друзьями на долгие годы:

«…которая была почти ровесницей слепому мальчику.» 

«Вообще эта дружба была настоящим даром благосклонной судьбы. Теперь мальчик не искал уже полного уединения; он нашел то общение, которого не могла ему дать любовь взрослых, и в минуту чуткого душевного затишья ему приятна была ее близость.»

«Мать слепого мальчика понимала, какое счастье случай послал ее сыну в этой детской дружбе.»

«И эта дружба крепла все больше, отличаясь полною взаимностью. Если Эвелина вносила в их взаимные отношения свое спокойствие, свою тихую радость…»

Эвелина глубоко сочувствует горю своего слепого друга Петра и всячески поддерживает его:

«Впервые познакомившись на холмике в степи со слепым мальчиком, маленькая женщина ощутила острое страдание сочувствия, и теперь его присутствие становилось для нее все более необходимым. В разлуке с ним рана будто раскрывалась вновь, боль оживала, и она стремилась к своему маленькому другу, чтобы неустанною заботой утолить свое собственное страдание.»

У Эвелины чуткое сердце:

«Казалось, первое знакомство с ним нанесло чуткому сердцу маленькой женщины кровавую рану…»

Эвелина — редкая натура, будто предназначенная для тихого подвига любви и заботы о чужом горе:

«Есть натуры, будто заранее предназначенные для тихого подвига любви, соединенной с печалью и заботой, – натуры, для которых эти заботы о чужом горе составляют как бы атмосферу, органическую потребность. Природа заранее наделила их спокойствием, без которого немыслим будничный подвиг жизни, она предусмотрительно смягчила в них личные порывы, запросы личной жизни, подчинив эти порывы и эти запросы господствующей черте характера. Такие натуры кажутся нередко слишком холодными, слишком рассудительными, лишенными чувства. Они глухи на страстные призывы грешной жизни и идут по грустному пути долга так же спокойно, как и по пути самого яркого личного счастья. Они кажутся холодными, как снежные вершины, и так же, как они, величавы. Житейская пошлость стелется у их ног; даже клевета и сплетни скатываются по их белоснежной одежде, точно грязные брызги с крыльев лебедя…

Маленькая знакомка Петра представляла в себе все черты этого типа, который редко вырабатывается жизнью и воспитанием; он, как талант, как гений, дается в удел избранным натурам и проявляется рано.»

О внешности 17-летней Эвелины известно следующее:

«…глядела на эту заколдованную тишь своими ясными глазами…»

«– Да вам, моя панночка, сколько лет, в самом деле?

– Семнадцать, – ответила Эвелина просто, но тотчас же прибавила с наивно‑торжествующим любопытством: – А ведь вы думали, гораздо больше, не правда ли?»

«При первом взгляде на это небольшое, худощавое созданьице казалось, что это еще девочка, но в ее неторопливых, размеренных движениях сказывалась нередко солидность женщины. То же впечатление производило и ее лицо. Такие лица бывают, кажется, только у славянок. Правильные красивые черты зарисованы плавными, холодными линиями; голубые глаза глядят ровно, спокойно; румянец редко является на этих бледных щеках, но это не та обычная бледность, которая ежеминутно готова вспыхнуть пламенем жгучей страсти; это скорее холодная белизна снега. Прямые светлые волосы Эвелины чуть‑чуть оттенялись на мраморных висках и спадали тяжелою косой, как будто оттягивавшей назад ее голову при походке.»

«Она вдруг порывисто остановилась, сжала свои тонкие руки, так что на них хрустнули пальцы…»

«Она прошла через комнату своею обычною ровною поступью…»

«Эвелина задумалась и потом, поднимая на старика свои синие глаза…»

«У твоей матери синие глаза. У Эвелины тоже.» (о глазах героини)

Из-за своей благоразумности 17-летняя Эвелина иногда кажется «старушкой»:

«Если б у меня спросили мнение насчет вашего возраста, – сказал ее сосед, – я сильно колебался бы между тринадцатью и двадцатью тремя. Правда, иногда вы кажетесь совсем‑таки ребенком, а рассуждаете порой, как опытная старушка.»

«…молодые люди оглядывали с любопытством миниатюрную фигуру благоразумной особы.»

Эвелина вырастает спокойной и всегда выдержанной девушкой, которой не свойственны вспышки эмоций:

«Эта вспышка со стороны его спокойной и всегда выдержанной подруги была так неожиданна и необъяснима!» 

Взрослая Эвелина оказывается гордой девушкой:

«Мать будто чувствовала, что эта гордая и белокурая девушка, которая только что прошла с таким гневно вызывающим видом…»

17-летняя Эвелина — умная девушка, по мнению Максима:

«Поди сюда, моя умная крошка, – сказал Максим с необычной нежностью.»

«Что же ты думаешь? Скажи. Ты, я вижу, умеешь думать.» (Максим — Эвелине)

Став взрослыми, Эвелина и Петр понимают, что любят друг друга. Тем временем перед Эвелиной, кажется, встает выбор: стать женой слепого человека или оставить эти отношения ради более блестящего будущего. Девушка остается верна своей любви к Петру. Молодые люди женятся, у них рождается сын:

«Ну да! Ты и я, мы оба любим друг друга… Какой ты глупый! Ну, подумай сам: мог ли бы ты остаться здесь один, без меня?..»

«Сыграли свадьбу. Для Петра началось молодое тихое счастье…»

Любящая Эвелина поддерживает своего супруга в его занятиях музыкой, и тот в конце концов становится профессиональным пианистом и дает своей первый концерт:

«…если б его не вела молодая белокурая дама, как говорили, жена музыканта.» 

«Так дебютировал слепой музыкант.» 

Таков цитатный образ и характеристика Эвелины в повести «Слепой музыкант» Короленко: описание внешности и характера героини и т.д.

— Все материалы по повести «Слепой музыкант»
— Все материалы по творчеству Короленко

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий