Смерть комиссара, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, 1928

Смерть комиссара Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, 1928 г

Автор: Петров-Водкин
Музей: Русский музей
год: 1928

Описание картины:

Смерть комиссара — Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. 1928. Холст, масло. 196×248

Выбор 1
Картина «Смерть комиссара» занимает центральное место в советском периоде творчества Петрова-Водкина. Ей предшествовала такая значительная работа художника, как «После боя» (1923). Одна из главных тем Петрова-Водкина, тема жизни, жертвы и смерти, впервые решена здесь в образах героев революции.

Наиболее глубокое воплощение этой темы дано в произведении «Смерть комиссара». Действие картины основано на одном из эпизодов жестоких сражений гражданской войны. Падает смертельно раненный комиссар, его вес поддерживает красноармеец, отряд бойцов продолжает движение вперед. Однако в соответствии с концепцией, разработанной художником, изображаемая сцена вырастает из рамок действительности, возвышаясь до философского, символического звучания.

В этом произведении находит свое полное выражение художественная система автора, его оригинальное понимание живописного пространства и цветовой системы. Сосредоточив внимание на основной группе, учитывая крупный план, мастер в картине выявляет значительную пространственную глубину с далекими деревнями, плавными силуэтами холмов, с голубой лентой реки. Как глазами умирающего комиссара видится этот мир, огромный, как планета, и в то же время близкий и осязаемый, резко динамичный и застывший. Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы. Художник перемещает композиционные виды в строгом порядке, так сказать, по поверхности сферы, что дает ему наибольший охват. Этот прием сферической перспективы играет роль художественной метафоры, выражающей философскую позицию автора в поэтической форме. Изображаемое событие приобретает космическое вселенское звучание. Здесь же и ключ к пониманию идеи картины – момент смерти комиссара раскрывает смысл его жизни, смысл его героической жертвы, подтверждающей революцию.

При всем многообразии композиционного построения образ воспринимается как пластическое целое. Этому в немалой степени способствуют точные соотношения между силуэтными очертаниями центральной группы, оторванностью и деталями пейзажа, единством ритмической организации.

Значительную роль в образном решении играет цвет изображения. Вся роспись выдержана в гармоничном сочетании сине-зеленых и охристых тонов. Цвет картины подчеркивает глубину помещения, выделяет основные планы и группы, помогает ощутить легкость и прозрачность голубоватой дымки, материальность, тяжесть предметов и фигур. Напряженный, драматический аккорд звучит черным в сочетании с красным в фигуре комиссара. Баланс между основными цветовыми решениями определяет целостность и декоративность полотна. Торжественной красотой цветового строя художник подтверждает нравственную красоту героев, их подвиг.

В этом произведении обобщены многие живописные и философские искания Петрова-Водкина. Кроме того, он стал одним из знаковых произведений в советском искусстве.

Вариант 2
Драматическое произведение «Смерть комиссара», законченное в 1928 году, ярко демонстрирует зрителю еще одну тематическую сторону творчества Кузьмы Петрова-Водкина – жертвенность, смерть и героизм на грани гибели, и все это показано правдиво и честно, без лишнего пафоса. Фото было приурочено к патриотической дате — 10-летию Красной Армии (Рабоче-Крестьянской Красной Армии).

На экране мы видим драку. Растрескавшаяся земля холмов, представляющая собой смесь глины, песка, скал, заполненная оврагами, служит красноречивым украшением действия, разворачивающегося на переднем плане. И вот на глазах у зрителя умирает тяжелораненый в бою комиссар отдела. Умирающего командира поддерживает красноармеец, а остальные бегут вперед, в бой, хотя некоторые оглядываются назад и пытаются понять, что случилось с их комиссаром, который лишь смело повел их в бой.

Бросается в глаза, что вся выставка лишена пафоса — солдаты просто бегут, человек незаметно исчезает на поле боя. И никаких последних прощальных слов и речей. Даже солдат выглядит очень просто и спокойно — ни печали, ни жалобы, ни гнева. Так все и происходит в бою, и весь этот поверхностный пафос далек от жестоких реалий, — считает живописец.

Невозможно не обратить внимание на цветовую палитру полотна: кажущийся реалистичным сюжет выдержан в гармонично чудесном сочетании голубых, охристых и зеленых тонов – такая необычная цветовая трактовка является одной из характерных черт художественного стиля художника.

Картина «Смерть комиссара» была самым важным и ярким произведением последнего периода творчества Петрова-Водкина. Известно, что работу над ним мастер начал еще в 1927 году, тогда же появился первый карандашный набросок. Целый год ушел на поиски героя, композиционных решений и воплощения всего задуманного на полотне. В итоге мир увидел картину, поражающую своим глубоким драматизмом и предельной честностью.

Картины Петрова-Водкина

Смерть комиссара Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, 1928 г

Купание рыжей лошади

Смерть комиссара Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, 1928 г

Утреннее купание

Смерть комиссара Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, 1928 г

Богоматерь Умиление злых сердец

Смерть комиссара Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, 1928 г

Портрет мальчика

Смерть комиссара Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, 1928 г

Утренний натюрморт

Смерть комиссара Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, 1928 г

1918 год в Петрограде

Смерть комиссара Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, 1928 г

Наш

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий