«Васильки. Групповой портрет», Игорь Грабарь — описание картины

Автор: Игорь Эммануилович Грабарь
Музей: Частная коллекция
год: 1914

Описание картины:

Васильки. Групповой портрет — Игорь Эммануилович Грабарь. Холст, масло. 142 х 142 см

   Эту картину Игорь Эммануилович Грабарь написал в 1914 году. Всего за год до этого художник женился на девушке, изображенной на первом плане, — Валентине, племяннице своего давнего друга Николая Васильевича Мещерина.

   Черноволосая девушка сзади — ее сестра Мария. Так получилось, что ей пришлось стать мачехой детям художника после того, как ее собственная мать бесследно ушла из дома…

   Живописец давно знал семью Мещериных — он не раз приезжал к нему в гости в имение Дугино с 1904 года, за десятилетие до того, как написал «Васильки». Совсем юные племянницы Николая Васильевича неоднократно становились его моделями: например, в первый же год знакомства он написал этюд «Под березами», где Валя и Маша стоят в компании своей гувернантки, а на следующий год он изобразил рыжеволосую Валентину за трапезой («За самоваром»).

   Постепенно дружеская привязанность переросла в трепетные чувства, и когда в 1913 году девушке исполнилось 20 лет, они поженились. С тех пор Валентина не раз становилась для художника натурщицей: он писал ее портреты в 1927, 1928, 1931 и 1934 годах, но тут случился несчастный случай: у нее диагностировали психическое расстройство, ее поместили в клинику на долгие четыре года. (несмотря на то, что в семье уже выросли дочь и сын), и после возвращения домой ушла из семьи. Второй женой Игоря Эммануиловича стала та самая Мария, которая изображена на пророческом портрете «Васильки».

   Но вернемся к сюжету на картинке. Аристократичные барышни занимаются очаровательным делом: они собирают пышные разросшиеся васильки в букеты и расставляют их в вазах и корзинах. Оттенки полотна яркие и контрастные, пронзительная синева цветов выделяется на фоне белизны скатерти, лавки и одежды девушки, а на заднем плане композиция дополняется сочной зеленью.

   Золотые солнечные пятна повсюду украшают стол, листья на деревьях и букеты. Становится понятным, почему в усадьбу Дугино стремились многие живописцы того времени: кроме самого Николая Васильевича Мещерина, на пленэр в разное время выезжали также Исаак Ильич Левитан, Алексей Степанович Степанов и Василий Васильевич Переплетчиков. Пленительная красота этих мест не укрылась от Игоря Эммануиловича Грабаря и сыграла в его жизни судьбоносную роль.

Другие картины Грабаря

Хризантема

Зимнее утро

Ясный осенний вечер

Февральская голубизна

Мороз

Римфрост, 1918 год

Бьоркеалле

Светлана

Мартовский снег

Пок

Зимний пейзаж

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий