Описание картины:
«Утро» — одна из самых известных картин Татьяны Яблонской. Он привлекает особой радостной и свежей атмосферой, всепоглощающим потоком солнечного света из окна. Картину часто печатали в школьных учебниках и детских книгах, поэтому она закрепилась в памяти представителей тех поколений, которые росли и росли при советской власти.
На полотне изображена довольно большая, скудно обставленная киевская квартира художника. Главная героиня картины – старшая дочь Яблонской Елена. На тот момент девочке было 13 лет, она занималась балетом и гимнастикой, поэтому каждое утро делала разминку. Однажды мать увидела, с какой грацией занимается ее дочь, и решила запечатлеть это на фото. Полученный результат не всегда радовал самого художника. Она была самокритичным человеком и часто меняла свое мнение. Так, например, об этой безумно популярной ее картине в конце жизни Яблонская написала, что она «антиживопись». Конечно, это субъективное мнение, ведь с точки зрения живописи полотно заслуживает только всяческих похвал.
Лучшее, что можно передать в картине, это ощущение легкости, беззаботности из детства, радостного летнего утра. Комната залита сильным утренним солнечным светом, который создает четкие длинные тени и наполняет помещение воздухом, делая его объемным. Она течет через открытые французские окна на балкон и в близлежащее окно, наполовину скрытое краем картины. Это очень высокие окна с овальной отделкой, без занавесок, украшенные только модными тогда вьющимися растениями — лианами.
На переднем плане круглый стол, покрытый скатертью в довольно яркую синюю полоску, на котором стоит завтрак девушки, хорошо известный всем советским людям скромный обед. За ним, у открытой двери на балкон, стоит деревянный стул со школьной формой. На спине выглаженный пионерский галстук. Елена, дочь артиста, изображенная на фото, рассказала, что ее недавно приняли в пионеры, и она этому несказанно рада. В ту эпоху это было знаменательным событием в жизни каждого ребенка.
Неубранная постель на старом деревянном диване многими критиками приравнивалась к хаосу, прошлому, о котором нужно забыть, а светлая, солнечная комната — будущему, когда все гарантированно будут счастливы. Девушка, натянутая на веревочку, стала «первой ласточкой», отражающей настроение большинства людей в период начала «хрущевского храма». Так воспринимался образ тогда.
Современный зритель, лишенный идеологической подоплеки и вынужденного «массового сознания», видит момент прямого, искреннего счастья, вырванного из реальной жизни. Возможно, образ так воспринимается просто потому, что день солнечный и теплый, девочке всего тринадцать лет, жизнь прекрасна и все впереди.
С этим полотном, а точнее, с изображенным на нем затронутым персонажем связана уникальная история. В Казахстане мальчик влюбился в девушку на репродукции картины. Через много лет они встретились, полюбили друг друга, поженились и прожили вместе долгую и счастливую жизнь. Так что ощущение счастья, которое исходило от полотна, было пророческим.
Другие картины Татьяны Яблонской
Нежный
Хлеб
Октябрь