Описание картины:
«Осталась недостижимой высшая степень выразительности, когда произведение обращается не только к глазу зрителя, но и к осязанию, так что возникает желание прикоснуться» — так считает известный искусствовед Куно Миттельштедт, автор книга «Альбрехт Дюрер» пишет о картине «Заяц». На самом деле, благодаря уникальной технике, использованной художником при создании картины, она является одним из самых популярных и узнаваемых этюдов Дюрера.
«Заяц» был написан в 1502 году. В качестве материалов использовались тонированная оберточная бумага, приклеенная к картону, акварель, гуашь и меловая краска (для придания объема меху животного).
Дюрер известен как первый немецкий художник, активно использовавший акварель, и в этой картине прослеживается особенность нанесения краски в несколько слоев — из-за этого создается впечатление, что волосы зайца детально проработаны цветными карандашами, а не сделанный тысячами мазков. Мех выглядит пушистым благодаря использованию серых, коричневых, рыжих шуб разной длины: коротких на ушах, длинных на боках и туловище.
Стоит обратить внимание на шею зайца: там шерсть художник изобразил мокрой. Интересно и размещение животного: на квадратном листе бумаги оно размещено по диагонали, взгляд художника на зайца направлен сверху. Поза зайца естественна, как будто он сейчас тревожно сопит, чтобы потом оторваться.
До сих пор неизвестно, писал ли Дюрер с живого животного или по памяти, но по позе и правильному изображению оконной рамы в зрачке наиболее вероятна первая версия.
Согласно легенде, Альбрехт Дюрер спас в лесу больное животное и принес его в свою мастерскую. Популярность картины обусловлена ее простым, незамысловатым сюжетом — с одной стороны, и идеальной, академической техникой исполнения — с другой. Можно сказать, что «Харен» стал пионером в жанре анималистики.
Сам Дюрер впервые подписывает картину, оставляя свои инициалы и дату написания произведения. Это говорит о том, как много значил для художника этот этюд.
Уже в 1519 году, всего через 17 лет после того, как она была написана, работа была выкуплена нюрнбергским коллекционером Виллибальдом Имгофом, который дает доступ к ней другим художникам для копирования. На сегодняшний день известно 13 экземпляров зайца, один из которых находится в галерее Альбертина в Вене.
К сожалению, сама оригинальная работа крайне редко выставляется в Альбертине, вместо этого посетителям показывают точную копию. Редкое появление оригинала связано с хрупкостью и возрастом работы, а также с тем, что акварели недопустимо долго держать на свету.
«Заяц» Альбрехта Дюрера, безусловно, навсегда укоренился в истории искусства. Сегодня это отражено в пасхальных традициях (пасхальный заяц Остерхазе), в родном городе художника Нюрнберге установлен памятник зайцу Дюрера, где, кстати, повсюду можно купить сувениры или шоколадные конфеты с изображением знаменитого животного.
Другие картины Альбрехта Дюрера
Семь скорбей Девы Марии
Дрезденский алтарь
Портрет молодого человека
Поклонение волхвов
Портрет отца
Автопортрет 1498 г
Ранний автопортрет 1493 г
Носорог
Богородица с младенцем и святой Анной
Четыре апостола
Молящиеся руки
Фестиваль розария
Автопортрет в меховой отделке
Большой кусок луга
Поклонение Святой Троице
Роликовое крыло
Адам и Ева
Христос среди учителей
Портрет венецианца