Госпожа Простакова – одна из центральных героинь знаменитой комедии «Недоросль» Фонвизина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль», описание характера героини, ее отношения к сыну Митрофанушке, мужу, крестьянам и т.д.
Характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль»
Госпожа Простакова – дворянка, помещица. Она живет в своем имении где-то в глубинке России вместе со своей семьей:
«…Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию…»
Судя по всему, это уже не молодая женщина. Вероятно, Митрофанушка – ее поздний, долгожданный ребенок:
«Мой век проходит…»
Простакова происходит из старинного дворянского рода Скотининых, чем очень гордится:
«Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь…»
Госпожа Простакова. Художник Н. Муратов |
Она является властной женщиной. Она любит, чтобы ее слушали:
«…а я люблю, чтоб и чужие меня слушали…»
Госпожа Простакова – жестокая, безжалостная помещица. Ее жестокость дошла до того, что она отобрала у своих крестьян все, что можно. Крестьяне Простаковой, судя по всему, живут в нищете и голоде:
«…все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!..»
Жестокая Простакова не любит «потакать холопам», поэтому наказывает крестьян за каждую провинность:
«…я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…»
Она груба и сварлива («бранчлива»). Ей ничего не стоит обозвать кого-то из своих крепостных «скотом» или «ведьмой»:
«…вдруг из грубой и бранчивой* (*бранчивая – сварливая)
«А ты, скот, подойди поближе…» (Простакова – портному Тришке)
«Ты же еще, старая ведьма, и разревелась…» (Простакова — кормилице Еремеевне)
Она не только ругается, но и дерется со слугами с утра до вечера:
«…С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..»
Безжалостной Простаковой кажется, что в доме «все избаловано», тогда как все в доме, напротив, запуганы и страдают от вечной ругани:
«…оттого-то у нас в доме все и избаловано…»
Госпожа Простакова – бесчеловечная помещица:
«Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме…»
«Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?..»
«…за бесчеловечие жены вашей…»
Она ведет себя жестоко как варвар, как животное:
«Я уведомил уже о всех здешних варварствах…»
«От таких-то животных пришел я свободить…»
Простакова – злобная женщина, которая любит «делать дурно другим»:
«Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа…»
«Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно…»
Она злонравная женщина, то есть у нее злой нрав:
«Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может…»
«Вот злонравия достойные плоды!..»
Госпожа Простакова – злая фурия с адским нравом, из-за которой страдает весь дом и все имение:
«…Злая фурия с адским нравом…»
«…а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома…»
Это хитрая и лицемерная женщина. Ради выгоды грубая Простакова умеет притворяться ласковой и милой:
«Услышав, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости…» (Софья о Простаковой)
Простакова – «бешеная» женщина, из-за которой страдают ее крестьяне и т.д.:
«…Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди…»
Она не уважает своего мужа и при всех называет его «ур*дом»:
«…ур*д мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж так рохлею родился…» (Простакова о своем муже)
Она бьет не только своих крестьян, но и своего мужа. Об этом свидетельствуют следующие слова:
«Митрофан: Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку…
Простаков: Ну, беда моя! Сон в руку!…»
При этом злобная Простакова безумно любит своего единственного сына Митрофанушку:
«К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья…»
По ее собственным словам, ее единственная радость и отрада — это Митрофанушка:
«Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Мой век проходит…»
Она «нежит», балует сына:
«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…»
Невежественная Простакова не видит смысла в науках. Он учит сына не ради знаний, а «для виду». Настоящие знания ее не интересуют:
«… друг мой, ты хоть для виду поучись…»
«…Без наук люди живут и жили…»
«…конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка…»
Она учит сына думать только о себе, быть эгоистичным и жадным человеком:
«Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка…»
За своего Митрофанушку злая Простакова готова драться с кем угодно, даже с родным отцом (вероятно, имеется в виду отец Митрофанушки, супруг героини):
«Ради сына готова драться хоть с отцом родным…»
«За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному…»
В девичестве Простакова носила говорящую фамилию Скотининых. Действительно, у героиней можно наблюдать много «скотининских черт»:
«Вить и я по отце Скотининых…»
У Простаковой были плохие, невнимательные родители. По их вине погибли их же дети – братья и сестры Простаковой:
«Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти Господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о Святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли…»
Госпожа Простакова – невежественная, малограмотная женщина. Ее родители ничему ее не учили ни ее, ни ее брата Тараса Скотинина:
«…Нас ничему не учили…»
Она, например, не знает, что такое география, и называет ее «еоргафией»:
«…Это что за наука? […] Слышишь, еоргафия…»
Судя по всему, она даже не умеет читать, потому что письмо к Софье она не читает сама, а просит прочитать мужа и других героев:
«Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай…»
Госпожа Простакова – родственница и опекунша несчастной сироты Софьи. Но вместо заботы несчастная девушка видит только плохое обращение с ее стороны:
«…какая-то дальняя родня увезла ее в свои деревни…»
«Бог велел нам взять на свои руки девицу…»
Критика об образе госпожи Простаковой
«…Простакова, смесь грубой любви к сыну, нахальства и дерзости помещицы, вечно жившей в деревне, грозы своего мужа, человека кроткого и глупого. Для нее нет властей и законов; один брат ее, Скотинин, пользуется у нее авторитетом, да и то потому что он брат и здоровый детина, который может поколотить свою дражайшую сестрицу.
Простаков заелась и зажилась в деревне, свыклась с беспрекословным повиновением подчиненных, и оттого ее деспотизм с окружающими доходит до крайности…
Простакова, нежная мать, страстно любит своего сына, но любовью неразумной, животной; она готова со всеми передраться за Митрофанушку, но не понимает, что эта любовь губит сына. В глазах ее Митрофан будет ребенком, когда ему будет даже тридцать лет…»
(С. С. Дудышкин, статья «Сочинения Фонвизина», журнал «Отечественные записки», 1847 г.)
«…хозяйка дома госпожа Простакова, урожденная Скотинина… Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически… Зато она и вдвойне не комична: она глупа и труслива, т. е. жалка — по мужу, как Простакова, безбожна и бесчеловечна, то есть отвратительна по брату, как Скотинина. Она вовсе не располагает к смеху…»
(В. О. Ключевский, книга «Денис Иванович Фонвизин. Его жизнь и сочинения», под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
Это был цитатный образ и характеристика госпожи Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина, описание характера героини, ее отношения к сыну Митрофану, мужу, крестьянам и т. д.