Степан Головлев. Иллюстрация Б. Земенкова |
Степан Владимирович Головлев – один из центральных персонажей романа «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Степана Головлева в романе «Господа Головлевы»: описание внешности, характера, биографии героя в цитатах.
Образ и характеристика Степана Головлева в романе «Господа Головлевы»
Степан Владимирович Головлев – помещик, дворянин. Он является старшим сыном помещицы Арины Петровны Головлевой:
«Степан Владимирыч, старший сын…»
Возраст Степана – около 40 лет (в начале романа):
«Ему было уже под сорок…»
«Степану Головлеву нет еще сорока лет…»
О внешности Степана Головлева известно следующее:
«Степану Головлеву нет еще сорока лет, но по наружности ему никак нельзя дать меньше пятидесяти. Жизнь до такой степени истрепала его, что не оставила на нем никакого признака дворянского сына, ни малейшего следа того, что и он был когда‑то в университете и что и к нему тоже было обращено воспитательное слово науки. Это – чрезмерно длинный, нечесаный, почти немытый малый, худой от недостатка питания, с впалою грудью, с длинными, загребистыми руками. Лицо у него распухшее, волосы на голове и бороде растрепанные, с сильною проседью, голос громкий, но сиплый, простуженный, глаза навыкате и воспаленные, частью от непомерного употребления водки, частью от постоянного нахождения на ветру. На нем ветхая и совершенно затасканная серая ополченка, галуны с которой содраны и проданы на выжигу; на ногах – стоптанные, порыжелые и заплатанные сапоги навыпуск; из‑за распахнутой ополченки виднеется рубашка, почти черная, словно вымазанная сажей – рубашка, которую он с истинно ополченским цинизмом сам называет «блошницею». Смотрит он исподлобья, угрюмо, но эта угрюмость не выражает внутреннего недовольства, а есть следствие какого‑то смутного беспокойства, что вот‑вот еще минута, и он, как червяк, подохнет с голоду.»
В семье Степана называют Степкой-балбесом и Степкой-озорником:
«…слыл в семействе под именем Степки‑балбеса и Степки‑озорника.»
Несмотря на богатство матери, Степан вырос в скромных условиях. Мать держала его и других детей впроголодь:
«…Арина Петровна, из экономии, держала детей впроголодь…»
Всю жизнь Степан чувствует себя постылым, нелюбимым сыном. С детских лет он был нелюбим матерью и играл роль шута:
«И ведь всегда‑то она меня, ведьма, ненавидела! За что?»
«…очутился на головлевской земле, на той постылой земле, которая родила его постылым, вскормила постылым, выпустила постылым на все четыре стороны и теперь, постылого же, вновь принимает его в свое лоно.»:
«Он очень рано попал в число «постылых» и с детских лет играл в доме роль не то парии, не то шута.»
Из-за постоянных принижений Степан становится человеком с рабским характером, без чувства меры и предусмотрительности:
«Такое постоянное принижение, встречая почву мягкую, легко забывающую, не прошло даром. Оно имело в результате не озлобление, не протест, а образовало характер рабский, повадливый до буффонства, не знающий чувства меры и лишенный всякой предусмотрительности. Такие личности охотно поддаются всякому влиянию и могут сделаться чем угодно: пропойцами, попрошайками, шутами и даже преступниками.»
В конце концов во взрослой жизни Степан Головлев становится приживальщиком, нахлебником и шутом:
«Поэтому он остановился на легкой роли приживальщика и pique‑assiette’a* и, благодаря своей податливости на всякую штуку, скоро сделался фаворитом богатеньких студентов. Но богатенькие, допуская его в свою среду, все‑таки разумели, что он им не пара, что он только шут, и в этом именно смысле установилась его репутация.»(*нахлебник (фр.))
Вся жизнь Степана состоит из кривлянья, бездельничества и буффонства:
«Вся его жизнь, исполненная кривлянья, бездельничества, буффонства…»
Он ленивый человек. В нем нет ни малейшего позыва к труду:
«…во‑вторых, в нем не оказывалось ни малейшего позыва к труду, а взамен того гнездилась проклятая талантливость, выражавшаяся преимущественно в способности к передразниванью…»
Степан – даровитый человек, который, к несчастью, не смог ничего добиться:
«К несчастию, это был даровитый малый, слишком охотно и быстро воспринимавший впечатления, которые вырабатывала окружающая среда.»
Он проказливый человек, из-за чего является любимцем своего отца, такого же проказника. От матери Степан унаследовал способность угадывать слабые стороны людей:
«От отца он перенял неистощимую проказливость, от матери – способность быстро угадывать слабые стороны людей. Благодаря первому качеству, он скоро сделался любимцем отца, что еще больше усилило нелюбовь к нему матери.»
Он не хочет пробивать себе дорогу личным трудом и предпочитает жить за чужой счет, на «даровом довольстве». Степан ничего не способен сделать для себя:
«…охоты пробить дорогу личным трудом – никакой.»
«И прежде ему случалось думать о будущем и рисовать себе всякого рода перспективы, но это были всегда перспективы дарового довольства и никогда – перспективы труда.»
«Самый последний из людей может что‑нибудь для себя сделать, может добыть себе хлеба – он один ничего не может. Эта мысль словно впервые проснулась в нем.»
Степан Головлев постоянно нуждается в обществе людей и не может оставаться наедине с собой:
«…в‑третьих, он постоянно страдал потребностью общества и ни на минуту не мог оставаться наедине с самим собой.»
Он не умеет обращаться с деньгами:
«Но, увы! он так мало привык обращаться с деньгами, так нелепо понимал размеры действительной жизни…»
Он наглый, буйный человек:
«…он человек наглый, готовый на всякое буйство. „Его“ не спрячешь под замок; „он“ способен и при чужих явиться в отребье, способен произвести дебош, бежать к соседям и рассказать им вся сокровенная головлевских дел.»
«…и буйные привычки прошлого…»
«Наглый ведь он, голубушка маменька!»
Степан – легкомысленный мужчина:
«Легкомыслие опять вступило в свои права…»
Он испорченный человек, по мнению его брата Иудушки:
«…а что, ежели брат Степан, по свойственной ему испорченности…»
По мнению Иудушки, его брат Степан – буян, сквернослов и непочтительный сын:
«И добро бы вы его не знали: буян‑то он был, и сквернослов, и непочтительный – нет‑таки.»
Степан болтлив:
«Говорит он без умолку, без связи перескакивая с одного предмета на другой; говорит и тогда, когда Иван Михайлыч слушает его, и тогда, когда последний засыпает под музыку его говора.»
«…но выражения эти совершенно незаметно утонули в целом потоке болтовни, в которой нельзя было уловить ни одной связной мысли.»
Он не способен слушать других людей и не вникает в их слова:
«Но Степка‑балбес именно тем и счастлив был, что слух его, так сказать, не задерживал посторонних речей. Иудушка мог говорить сколько угодно и быть вполне уверенным, что ни одно его слово не достигнет по назначению.»
К 20 годам он оканчивает гимназию и университет:
«Двадцати лет Степан Головлев кончил курс в одной из московских гимназий и поступил в университет. Но студенчество его было горькое.»
«Тем не меньше, благодаря способности быстро схватывать и запоминать слышанное, он выдержал экзамен с успехом и получил степень кандидата. Когда он явился к матери с дипломом, Арина Петровна только пожала плечами и промолвила: дивлюсь!»
После университета он 4 года живет в Петербурге, где работает мелким чиновником. Однако ему не удается построить карьеру:
«Затем, продержав с месяц в деревне, отправила его в Петербург, назначив на прожиток по сту рублей ассигнациями в месяц. Начались скитания по департаментам и канцеляриям.»
«Четыре года бился Головлев в Петербурге и наконец должен был сказать себе, что надежда устроиться когда‑нибудь выше канцелярского чиновника для него не существует.»
После этого он приезжает в Москву, где 3 года служит в надворном суде:
«…кончавшееся приказанием явиться в Москву. Там, в совете излюбленных крестьян, было решено определить Степку‑балбеса в надворный суд, поручив его надзору подьячего, который исстари ходатайствовал по головлевским делам. Что делал и как вел себя Степан Владимирыч в надворном суде – неизвестно, но через три года его уже там не было.»
Мать Арина Петровна покупает ему дом в Москве, где тот поселяется:
«Тогда Арина Петровна решилась на крайнюю меру: она «выбросила сыну кусок», который, впрочем, в то же время должен был изображать собою и «родительское благословение». Кусок этот состоял из дома в Москве, за который Арина Петровна заплатила двенадцать тысяч рублей.»
Спустя 3 года (по другой версии 4-5 лет) Степан разоряется, его дом продают за долги. Герой начинает побираться. Устав бродяжничать, 40-летний Степан возвращается к родителям в имение Головлево:
«В какие‑нибудь четыре‑пять лет он прогорел окончательно…»
«Сама и дом‑то для него высмотрела, сама собственными руками, как одну копейку, двенадцать тысячек серебром денег выложила! И что ж! не прошло после того и трех лет – ан он и опять у меня на шее повис!»
«Тогда он принялся ходить по зажиточным крестьянам матери, жившим в Москве своим хозяйством; у кого обедал, у кого выпрашивал четвертку табаку, у кого по мелочи занимал.»
«Ему было уже под сорок, и он вынужден был сознаться, что дальнейшее бродячее существование для него не по силам. Оставался один путь – в Головлево.»
Когда Степан поселяется в ненавистном ему имении Головлево, злая мать принимает его холодно и обращается с ним как с чужим, плохо его кормит и т.д.:
«В результате ничего другого не оставалось как жить на «маменькином положении»…»
«Кормили его чрезвычайно плохо. Обыкновенно приносили остатки маменькинова обеда, а так как Арина Петровна была умеренна до скупости, то естественно, что на его долю оставалось немного.»
«Очевидно, Арина Петровна намеревалась буквально выполнить свою программу: содержать постылого в такой мере, чтоб он только не умер с голоду.»
Живя в имении родителей, Степан ведет праздную, пустую жизнь и вскоре начинает пьянствовать:
«Время проходило, и он не замечал его. Это была абсолютная праздность, которою он, однако, почти не тяготился. Только по вечерам было скучно…»«У него не было другого дела как смотреть в окно и следить за грузными массами облаков.»
«Утром он просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть. Ненависть без протеста, ничем не обусловленная, ненависть к чему‑то неопределенному, не имеющему образа.»
«…с этих пор он аккуратно каждую ночь напивался.»
К этому времени он уже некоторое время болеет чахоткой и страдает от одышки:
«Да кашляет оченно сильно… за левую грудь все хватается… Не заживется!»
«…и больной организм с удушливым кашлем, с несносною, ничем не вызываемою одышкой, с постоянно усиливающимися колотьями сердца.»
«Одно его тревожило: сердце у него неспокойно было и как‑то странно трепыхалось в груди, в особенности когда он ложился спать. Иногда он вскакивал с постели, словно ошеломленный, и бегал по комнате, держась рукой за левую сторону груди.»
В родительском имении Степан живет как в тюрьме. Усадьба Головлевых кажется ему «гробом»:
«Степану Владимирычу некуда было выйти, потому что на ногах у него были заношенные папенькины туфли, на плечах старый папенькин халат. Безвыходно сидел он у окна в своей комнате…»
«Барская усадьба смотрела из‑за деревьев так мирно, словно в ней не происходило ничего особенного; но на него ее вид произвел действие медузиной головы. Там чудился ему гроб. Гроб! гроб! гроб! – повторял он бессознательно про себя.»
Тем временем мать героя Арина Петровна не обращает внимания на то, что ее сын плохо себя чувствует и изнывает от тоски:
«С ее стороны не было даже систематического образа действия, а было простое забвение. Она совсем потеряла из виду, что подле нее, в конторе, живет существо, связанное с ней кровными узами, существо, которое, быть может, изнывает в тоске по жизни.»
«Поэтому, хотя бурмистр неоднократно докладывал ей, что Степан Владимирыч «нехорош», но доклады эти проскальзывали мимо ушей, не оставляя в ее уме никакого впечатления.»
В конце концов Степан Головлев спивается и умирает в довольно молодом возрасте:
«Вчера утром постигло нас новое, ниспосланное от Господа испытание: сын мой, а твой брат, Степан, скончался. Еще с вечера накануне был здоров совершенно и даже поужинал, а наутро найден в постеле мертвым..!»
Это был цитатный образ и характеристика Степана Головлева в романе «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина: описание внешности, характера, биографии героя в цитатах.