Анализ «Слова о полку Игореве», сюжета и особенностей произведения

Анализ "Слова о полку Игореве", сюжета и особенностей произведения
Князь Игорь.
Художник И. Глазунов

«Слово о полку Игореве» является выдающимся произведением русской литературы.
В этой статье представлен анализ «Слова о полку Игореве»: краткий анализ сюжета и идеи произведения, его художественных особенностей и т.д.

Все материалы по «Слову о полку Игореве» >>

 

 

Анализ «Слова о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» — это высокопоэтическое произведение XII столетия, памятник поэзии дружинного эпоса.

Содержание «Слова» — это рассказ о походе новогород-северского князя Игоря Святославича на половцев. В походе принимают участие еще 3 князя: брат Игоря — Всеволод, князь Курский Трубчевский; сын Игоря — Владимир Путивльский, и племянник — Святослав Рыльский.

Русские войны встречают в степи половцев и побеждают их; но при второй встрече они сами терпят поражение в кровавой битве на реке Каяле; князья попадают в плен, а войско погибает.

В это время в Киеве великому князю Святославу снится вещий сон; бояре объясняют его сон как знамение беды, приключившейся с князьями. Святослав хотел бы помочь князьям, но его беспокоит мысль, что другие князья не поддержат его.

За этим следует лирическое обращение автора «Слова» к различным князьям с энергичным призывом подняться на половцев, чтобы отомстить за раны Игоря и соединиться на защиту русской земли.

Далее автор изображает супругу Игоря — Ярославну, плачущую в Путивле на городской стене. Княгиня обращается к солнцу, к ветру, к Днепру, прося их не вредить ее милому князю и помочь ему вернуться домой (см. эпизод «Плач Ярославны»).

«Слово» заканчивается повествованием о бегстве Игоря из плена; русские города веселятся и радуются возвращению князя.

Автор «Слова о полку Игореве» нам неизвестен; но можно догадываться, что он был певцом в дружине князя Святослава и поход на половцев описал по слухам и рассказам избежавших плена.

 

В самом начале произведения автор «Слова» говорит о певце Бояне, которого он называет «вещим» и «соловьем старого времени». Автор противополагает себя Бояну; он говорит, что Боян, воспевая князей, «растекался мыслью по древу…».

Автор «Слова» хочет петь не по «замышлению Бояна», а иначе — «по былинам сего времени». Боян, значит, был поэтом иного характера, иного направления, — он давал волю своей фантазии; певец «Слова» хочет быть верен действительности, изображать жизнь такой, какой она была.

Боян — лицо, действительно существовавшее. Кроме Бояна, по всей вероятности, на Руси были и другие поэты-певцы княжеского эпоса.

Автор не ограничивается современными ему былинами. Он также рассказывает и о том, что было прежде. Действительно, «Слово о полку Игореве» изображает три эпохи. О древнейшей из эпох говорится в начале произведения. К ней относятся: старый Ярослав, сын Владимира Святого, храбрый Мстислав и Роман Святославич.

Ко второй эпохе «Слова» относятся времена разгоревшихся княжеских междоусобиц, когда князья друг на друга «крамолы ковали». К этому времени принадлежат: Олег Святославич (названный в «Слове» Гориславичем), который «мечем крамолы ковал и стрелы в земле сеял»; Всеслав Полоцкий, чародей и оборотень, и юноша-князь Ростислав, утонувший в Стугне-реке.

Наконец, изображение третьей эпохи составляет главное содержание «Слова»: это подробный рассказ о походе Игоря на половцев. В этой части повествования автор совершенно верен действительности: он поет, как и обещал, «по былинам сего времени».

Рассказанный в «Слове» поход князей записан в летописи: в Ипатьевской под 1185 годом, в Лаврентьевском списке под 1186 годом.

«Слово о полку Игореве» сходно с летописью по своей внешней стороне. Однако оно совершенно самобытно и оригинально с внутренней стороны. Внутренний смысл произведения и его идея — в лирическом выражении скорби о русской земле.

В «Слове» встречаются всевозможные синонимы для выражения чувства печали: тоска, уныние, «туга», скорбь, горе, «труд». Сам рассказ о походе Игоря назван «трудной повестью». Главная причина печали поэта есть вместе и причина бед русской земли — это княжеская междоусобица.

Художественные образы, которые автор часто берет из крестьянской жизни, рабочей или семейной, из деревенской природы, носят на себе тот же отпечаток горя. Самое яркое и поэтическое выражение скорби в «Слове» — плач Ярослваны: княгиня хотела бы полететь кукушкой к Каяле-реке и утереть князь его кровавые раны.

Но скорбь, постоянно выражающаяся в «Слове», не соединена с отчаянием: автор находит выход из нее в горячей любви к родине, в вере в ее внутреннюю силу и в мысли о единстве русской земли.
Это чувство, вера и мысль выражаются с замечательной поэтической силой в лирическом воззвании поэта к русским князьям, которое следует за рассказом о вещем сне Святослава. Певец призывает князей соединиться, чтобы защищать русскую землю.

Поэзия «Слова о полку Игореве», кроме лирического чувства и скорби, заключается также в описаниях природы. Живыми красками поэт рисует картины южной степи: по равнинам летают орлы, стаи воронов, по воде плавают лебеди и т.д.

Природа в «Слове» изображена живой и одушевленной, она сочувственно относится к русским. Это сочувствие сказывается, например, в предзнаменованиях, сопровождавших выступление князей в поход.

Когда Игорь собрал войска и поехал по чистому полю, солнце стало ему заступать путь тьмой (случилось солнечное затмение, считавшееся плохим знаком). Когда Игорь освобождается из плена, природа сочувствуя ему, помогает в бегстве.

Есть некоторое сходство между «Словом о полку Игореве» и народными песнями: в «Слове» мы встречаем сравнения и эпитеты, обычные в устном народном творчестве. Так, князья называются соколами, княгиня Ярославна сравнивается с горемычной кукушкой и т.д.

«Слово о полку Игореве» написано в христианскую эпоху, но в нем заметны еще некоторые следы языческих верований, не исчезнувших из жизни.

В «Слове» называются имена всем известных языческих богов: Даждь-бога, Хорса, Велеса и Стри-Бога. В «Слове» идет речь также и об оборотнях: чародей-князь Всеслав Полоцкий оборачивается волком и рыщет по ночам.

В конце «Слова» князь Игорь возвращается на родину и приносит благодарственную молитву за свое спасение. Произведение завершается славой доблестным русским войнам.

(по материалам статьи «Слово о полку Игореве» А. И. Незеленова в книге «История русской словесности» в двух частях, часть I)
Это был анализ «Слова о полку Игореве»: краткий анализ сюжета и идеи произведения, его художественных особенностей и т.д.

Все материалы по «Слову о полку Игореве» >>

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий