Русская скульптура 19 века

Русская скульптура 19 века

Начало 19 века в России связано с ростом национально-патриотического самосознания. Война с Наполеоном вызвала волну буржуазных настроений среди населения. В искусстве это выразилось в новом и модном стиле ампир, который во многом напоминал классицизм и был более помпезным и декоративным.

Русская скульптура 19 века

Пластические фигуры, украсившие здание Адмиралтейства, созданы лучшими представителями русской скульптуры Теребневым, Щедриным, Пименовым и Демут-Малиновским. Многочисленные нимфы, герои и гении, украшающие все фасады здания, фронтоны и фризы, — не только украшают, но и придают глубокий символический смысл, полнее раскрывая замысел зодчего.

Русская скульптура 19 века

Лучшие образцы декора украшают здание биржи и ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова. В создании скульптур участвовали французские мастера Камберлен и Тибо, но выполнены они были русскими мастерами, взявшими за основу только французские модели.

Русская скульптура 19 века

Одним из самых заметных русских скульпторов начала 19 века был Иван Мартос. Настоящую известность мастер получил после создания памятника Минину и Пожарскому. Помимо этой программной работы, Мартос создал ряд восхитительных надгробий (Собакина, Куракина, Гагарина, Волконская). Аллегорические фигуры надгробий поражают своей реалистичностью, точностью детализации, а также эмоциональной насыщенностью.

Русская скульптура 19 века

Скульптуры великих русских полководцев Кутузова и Барклая-де-Толли украшают площадь перед Казанским собором в Санкт-Петербурге. Автор рисунков Борис Орловский. Отечественный пафос, величие и героизм – главные черты этих произведений. Мастер является автором фигуры ангела на Александровской колонне в центре Дворцовой площади.

Вторая половина XIX века в России характеризуется усилением роли государства в определении содержания произведений искусства. Социальные темы не допускались в скульптуре. Художники могли работать только с ограниченным кругом предметов. Но даже в этих стесненных условиях мастера создавали настоящие шедевры.

Русская скульптура 19 века

Жанровые произведения Пименова и Логановского, украшающие залы Русского музея, полны драматизма и эмоциональной выразительности («Парень, играющий в деньги», «Парень, играющий в кучу»). Приятным лиризмом и теплотой наполнено произведение Ставссера «Мальчик на рыбалке». Мастер очень умело использует преимущества мрамора, чтобы передать хрупкость фигуры юноши.

Русская скульптура 19 века

Среди произведений скульптора Клодта особое место занимают памятники Николаю I, а также фигуры на Аничковом мосту. Блестящий реалист, мастер сумел передать в своих произведениях красоту человеческого тела, могущество сил природы (вздыбленная лошадь), а также величие государства (памятник императору).

Русская скульптура 19 века

К этому же периоду относится творчество великого Опекушина, автора памятника Пушкину, а также члена творческих коллективов, создавших монумент «Тысячелетие России», а также памятник императрице Екатерине II.

Исторический жанр скульптуры второй половины XIX века немыслим без произведений Антокольского, искусство которого высоко ценилось и в Западной Европе.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий