Скульптура «Девушка с веслом»: авторы, история скульптуры, фото

Скульптура

   Символ «гипсового» соцреализма, скульптура «Девушка с веслом», пережила сотни перерождений и перевоплощений. Самая первая скульптура, воспетая поэтами советской эпохи и украшавшая сотни парков Советского Союза, была создана скульптором Иваном Шадром в 1935 году. Первая «вариант» была высотой 12 метров и должна была украшать Парк Горького. Критики отнеслись к произведению с большим предубеждением. Поэтому, простояв в столичном парке менее полугода, она была отправлена ​​в ссылку за «холодное отношение к форме и содержанию». Теперь она украсила Луганский городской парк.

Скульптура

   Интересна история модели, позировавшей скульптору. Вера Волошина была достаточно известной спортсменкой и очень скромной девушкой. Она стеснялась позировать обнаженной и настояла, чтобы жена мастера присутствовала во время ее работы в мастерской. Также известно, что Вера храбро сражалась во время войны в партизанском отряде и погибла при выполнении очередного боевого задания в тылу.

   Шадр сделал второй вариант скульптуры. На этот раз она оказалась на 4 метра ниже, поза стала свободнее, критики восприняли новую версию вполне нейтрально, статуя осталась в столице.

Скульптура

   Коллега Шадра – Ромуальд Иодко – также вдохновился идеей создания образцовой скульптуры для украшения парка. Творчество Иодко было менее монументальным и более «живым». Девушка изображена в спортивных шортах и ​​плавках. Положение девушки также изменено: модель опирается только на одну ногу, другая слегка согнута в колене, отставлена ​​в сторону. Таким образом автору удалось сделать скульптуру более «спортивной».

Скульптура

   Оба автора пытались соединить в своих произведениях идею женственности и здоровья, активной жизненной позиции и мягкости. Обладая несомненным талантом, и Шадр, и Иодко создали очень разные, но объединенные одной идеей произведения, поистине украсившие парки и стадионы Советского Союза. Идеальные женские фигуры подчеркивались четкими линиями весла (в античной скульптуре это было изображение копья в руках богов или богинь). В творчестве Шадра можно увидеть даже прямое заимствование постановки фигуры из древнего скульптурного искусства.

   В дальнейшем скульпторы всей необъятной страны получали заказы на копии и собственные варианты «скульптуры юного спортсмена». К сожалению, большинство копий и версий не выдерживают никакой критики. Созданные образы отличаются своей тяжеловесностью и отсутствием женственности. Идея Шадра и Иодко разрушалась в новых воплощениях. Со временем «Девушка с веслом» становится символом безвкусицы и пошлости. Гипертрофированная спортивная фигура, отсутствующее выражение лица, формальный подход к внутреннему содержанию произведения – все это превращало реплики произведений талантливых скульпторов в прямую нехудожественную халтуру.

   В настоящее время бронзовую копию «Девушки» можно увидеть в Третьяковской галерее. Оригинал, стоявший в Парке Горького, был полностью уничтожен прямым попаданием бомбы во время Великой Отечественной войны.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий