Никола Пуссен — художник, писавший религию и мифологию

Николя Пуссен (1594-1665) — французский живописец, живописец, основоположник классицизма. Его полотнам свойственны четкость, четкость линий, тщательно выверенная композиция. Впоследствии методы работы Пуссена легли в основу преподавания в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже.

Детство

О детстве, отрочестве Пуссена сохранились отрывочные данные. Точная дата его рождения неизвестна: утеряны приходские книги, в которых хранились сведения о новорожденных. В литературе упоминается 15 июня 1594 года, но это лишь условность. Сам художник утверждал в одном из писем, что родился в 1593 году. Его родиной является Лез-Андели в Нормандии.

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

разрушение Иерусалима

Родители будущего гения не имели никакого отношения к искусству. Ее мать была неграмотной и происходила из семьи зажиточных фермеров. Отец занимал более высокое положение и смог дать сыну достойное образование.

Показать таблицу

Справочник по истории
Годы жизни15 июня 1594 г. — 19 ноября 1665 г
СтранаФранция
ЖанрКартина
СтильКлассицизм
СюжетыПейзаж, история, мифология, религия

Первые знания мальчик получил в Руане, столице Нормандии, в иезуитском монастыре. Там он увлекся рисованием. Парижский художник К. Варрен, приехавший расписывать церковь, обратил внимание на творчество талантливого юноши, взял его с собой в столицу Франции и сделал своим учеником.

В Париже Николя Пуссен некоторое время интересовался творчеством Фердинанда ван Элле, затем он стал учеником Жоржа Лаллемана.

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Смерть Германика

Его мировоззрение перевернулось после того, как юноша оказался в Лувре. Когда он увидел картины итальянских художников эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, он был очарован ими. Именно тогда созрело решение отправиться в Рим, оттачивать мастерство, искать свой путь в искусстве.

Родители амбиции сына стать артистом не поддерживали. В возрасте 18 лет он бежал в Италию, не обращая внимания на их неудовольствие.

Творческий путь

Творческий путь Николя Пуссена начался в 1624 году, когда он прибыл в Рим. Начинающий художник изучал искусство античности, живопись мастеров эпохи Возрождения.

Через год поступил заказ на картину «Разрушение Иерусалима» (1625-1926). Картина не сохранилась до наших дней. Вторая версия того же сюжета была сделана художником спустя 10 лет и хранится в Венском музее.

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Следующее произведение, «Смерть Германика» (1627), сегодня признано ярким произведением классицизма. В основе действия — прощание римских легионеров с умирающим полководцем.

Ранние картины Пуссена посвящены религиозной тематике. С 1629-1633 гг начинается интерес к мифологии, литературным персонажам. За этот период свет увидели:

  • «Нарцисс и Эхо» (1629 г),
  • «Царство Флоры» (1631 г),
  • «Селена и Эндимион» (1630 г),
  • «Танкред и Эрминия» (1630 г).

В 1640 году слава Пуссена достигла Франции. Людовик XIII пригласил художника ко двору, сделал его королевским живописцем. Но через 2 года мастер вернулся в Рим: работа, предложенная французским монархом, казалась мелкой, скучной, а придворные постоянно плели интриги против новой фаворитки.

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Мученичество святого Эразма

Никола больше никогда не покидал Италию. В последние годы писал пейзажи, самая известная серия картин этого периода — «Времена года» (1664).

Техника и стиль

Отличительная черта творчества Пуссена заключается в его стремлении к реализму. Чтобы добиться идеальных пропорций, он измерял старые статуи. Перед рисованием он делал восковые копии будущих персонажей, чтобы изучить положение теней.

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Нарцисс и Эхо

Художника-классицизма чрезвычайно интересовали произведения двух авторов эпохи Возрождения — Рафаэля и Тициана. Его первые полотна («Битва израильтян с аморреями», «Битва израильтян с амаликитянами») по технике и исполнению схожи с картинами Рафаэля, изображающими батальные сцены.

Последующие полотна приобрели больше индивидуальности. Они характеризуются:

  • цветовая гармония – цвета не слишком яркие, приближенные к природным оттенкам,
  • изображения людей в благородных позах и нарядах,
  • безупречная композиция, отсутствие вычурности, лишних деталей,
  • идейная, нравственная направленность действия,
  • точность рисунка, идеальные пропорции,
  • четкое разделение планов с помощью игры цвета.

Николя Пуссен, изначально рисовавший картины на библейские сюжеты, ими не ограничивался. В его коллекции — герои античных мифов, исторические события, изображения красоты природы. Художник решил создать два собственных портрета (1649, 1650). Благодаря этому можно представить, как выглядел знаменитый художник.

Влияние на мир искусства

Николя Пуссен стал ярчайшим представителем французских живописцев эпохи барокко. Его влияние на творчество других европейских писателей было колоссальным.

Изначально работы художника не были должным образом оценены, они воспринимались как некая диковинка, странная вещица. Только со временем стало понятно, насколько сильны его картины, какая сила заключена в каждом их мазке.

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Царство флоры

Пуссен привнес во французскую живопись высокий стиль итальянского Возрождения. До него художники игнорировали Ренессанс, считая его пережитком прошлого. Частично возродив старые традиции, новатор придал им современное видение искусства, заложив таким образом основу приемов классицизма.

Продолжателями идей Пуссена были не живописцы 17 века, а художники-классицисты 18 века. Еще при жизни мастер кратко описал правила, которым он следовал в своей работе. Впоследствии они легли в основу принципов обучения Французской Королевской академии живописи и скульптуры.

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Аполлон и Дафна

Картины Николя Пуссена сегодня украшают лучшие музеи мира – Эрмитаж, Лувр, Прадо, Лондонскую художественную галерею.

Личная жизнь

Николя Пуссен был женат. С женой он познакомился в Риме: Анн-Мари оказалась француженкой, дочерью кондитера. В 1629 году, когда художник тяжело заболел, семья Дюге позаботилась о его здоровье. Во время пребывания в их доме художник привлек внимание старшей дочери хозяина, а после выздоровления обручился с ней.

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Селена и Эндимион

Свадьба состоялась в 1630 году. Союз был крепким и счастливым. Детей в браке не родилось. Жена Пуссена умерла в 1664 году. Это событие угнетало мастера, он перестал работать, был в меланхолическом настроении. Через год он последовал за женой.

Смерть

Из писем Пуссена известно, что с 1650 года его состояние здоровья было неважным. Его здоровье продолжало ухудшаться, хотя достоверных сведений о том, какой болезнью страдал великий мастер, нет.

Когда жена умерла, силы покинули художника. Смерть близкого человека ускорила его собственную кончину. В последние годы творчеством не занимался, старался давать знания молодым живописцам — учился измерять старые скульптуры, рассказывал о собственных принципах работы.

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Танкред и Эрминия

Последние два месяца были мучительны — Пуссен медленно умирал. Осенью 1665 года он умер. Матер прожил 71 год.

В доме гения была обнаружена обширная коллекция картин, гравюр, скульптур: около полутора тысяч экземпляров. Большая часть наследства досталась родственникам жены.

Интересные факты

Любопытные моменты из жизни Николя Пуссена, на которые стоит обратить внимание:

  • У художника были брат и сестра по матери, но ни с ними, ни с родителями он после отъезда в Рим не общался и не упомянул их в своем завещании.
  • Общее количество картин живописца на сегодняшний день составляет 244, еще 30 находятся под вопросом (авторство установить сложно).
  • Самая известная картина Пуссена — «Мученичество святого Эразма» (Музей Ватикана).
  • Предметы искусства, найденные в доме художника после его смерти, были оценены в 60 000 экю.
  • Могила мастера находится в церкви, где состоялось его венчание с женой (Сан-Лоренцо-ин-Лучина, Рим.
  • Чтобы уехать из Парижа и не обидеть короля, Пуссен солгал им о болезни жены.
  • Последняя работа «Аполлон и Дафна» осталась незаконченной из-за смерти жены: со дня ее смерти живописец не брал в руки кисти.
  • Пуссен стремился к славе больше, чем к богатству: даже когда заказчик прислал за картину меньшую сумму, чем было оговорено, художника это не волновало.
  • Помимо художественных навыков, живописец детально изучал анатомию и геометрию, чтобы создавать сюжеты на основе точных знаний.
  • Мастер писал картины долго, не спеша, всегда самостоятельно, без привлечения помощников или учеников.
  • Памятники Пуссену установлены в Париже, Риме.
  • В 1631 году мастер был избран членом Академии св. Луки — римского объединения художников.
  • Николя Пуссен прибыл в Рим практически ни с чем и умер одним из самых богатых людей в этом городе.

Известные картины

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Аркадские пастухи

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Пейзаж с Полифемом

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Явление Девы Марии святому Иакову

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Летим в Египет

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Ринальдо и Армида

Николя Пуссен - художник, рисовавший религию и мифологию

Изнасилование сабинянок

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий