Описание картины Доменико Гирландайо “Портрет Джованны Торнабуони”

Описание картины Доменико Гирландайо «Портрет Джованны Торнабуони”

»Портрет Джованны Торнабуони», написанный в 1488 году, создан не с натуры — исходным материалом для работы послужила медаль с профилем молодой женщины, по существующей версии, сделанная для бракосочетания Джованны делли Альбицци с Лоренцо Торнабуони.

Флорентийская дама не была известна в истории ничем особенным, разве что

Свадьба молодых состоялась при непосредственном участии Лоренцо Великолепного, родственника жениха. Торжество отличалось невиданным размахом и роскошью.

Автор полотна

является одним из лучших мастеров раннесредневекового портретного искусства из Флоренции Доменико Гирландайо. Художник работал на доске, темпере (водоэмульсионная краска, предшественница масляной краски).

Перед зрителем один из классических образцов ренессансного портрета, написанный в строгом соответствии с законами жанра.

Флорентийский квадроченто, в стиле которого выполнена картина, выражен особыми приемами. Строго соблюдаются все каноны классической средневековой живописи. Портрет поясной, человеческая фигура изображена в профиль, руки соединены. Лицо матроны спокойное, выраженные эмоции полностью отсутствуют. На груди хорошо видно дорогое украшение – брошь с драгоценными камнями, надетая на шелковую нить.

Джованна причесана по средневековой моде, одета в роскошный наряд. Следует отметить, что внешний вид и пропорции тела явно идеализированы, чтобы не нарушать предписанных законов стиля.

Композиционно портрет содержит ближний и дальний планы. Женская фигура стоит ближе к зрителю. За ней на некотором расстоянии изображена неглубокая ниша с несколькими предметами — прикрепленными к верхней полке коралловыми четками, табличкой с выгравированными на ней словами древнеримского поэта и раскрытым молитвенником. Изысканный набор свидетельствует о тонком вкусе и истинном аристократизме его обладательницы.

Портрет разительно отличается от более поздних работ в этом стиле, привычном современному зрителю. Можно смело сказать, что в данном случае зритель имеет дело с идеализированным образом респектабельной дамы. Черты лица напоминают маску, тщательно нарисованную по существующим правилам. Сомнительно, чтобы при жизни у Джованны действительно была такая неестественно вытянутая шея.

Оригинал картины хранится в Испании, в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий