Злые языки называли Уорхола ремесленником, и в чем-то это было даже близко к истине. Дело в том, что Уорхол был ближе всего к поп-арту. Соединяя фотографию, дизайн и живопись в одном, он получил довольно противоречивые работы, художественная ценность которых кажется последователям классики сомнительной.
«Доллары» — это целая серия его работ, основанных на изобретенной им технике копирования. Сетку пропитывали фотоэмульсией и накладывали на нее транспарант, после чего вся конструкция освещалась.
В освещенных местах получали застывшую пленку.
Все остальное было смыто и получился трафарет, с помощью которого можно было легко воспроизводить одно и то же изображение снова и снова. Именно так создавались портреты Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор, и многие противники такого подхода (формировавшегося одновременно с его созданием) высказывали громкую и довольно злобную критику. Такой подход они называли ремеслом, лишенным души и индивидуального подхода, а потому не достойным названия искусства.
Уорхол игнорировал все подобные вопли — ему платили большие деньги за его работу, он был на пике славы, и то, что кому-то не нравилось то, как он этого добивался, ему было совершенно безразлично.
«Доллары» лишены глубокой символики и представляют собой разноцветные знаки доллара на черном фоне. Сине-оранжевые, желто-зеленые, они выглядят кричаще и вызывающе, как бы предлагая задуматься о том, как много значат деньги для людей.
Каждая картина имеет свое значение. Одни видят, как смысл жизни придает доллар – черный, пустой, когда у тебя нет денег, – другие, наоборот, думают о том, как прогнил мир, где бумажка с табличкой стоит дороже человеческой жизни.
И та, и та точка зрения имеют право на существование. Достоинством творчества Уорхола является его поливариантность.