Первой работой из серии портретов Морозовых, известных богатых людей России, стало полотно Серова с изображением престарелой Марии Федоровны. Портрет выполнен в 1897 году. Чем интересен образ богатейшей русской женщины?
М. Ф. Морозова находится в центре портрета на нейтральном неровном сером фоне. Фигура женщины, сидящей в кресле. Заметна позолота на обороте и мягкий бархат темно-синей обложки. Дама одета в черное платье, контуры размыты. Темная масса ткани словно овладевает фигурой, зловеще откуда-то вытягиваясь
снизу. Черный цвет придает внешности некую монументальность, серьезность, важность.
Парадоксальное впечатление производят оборки плаща у воротника – они напоминают забавные оборки, комично и нелепо смотрятся на зрелой женщине. Седые волосы аккуратно спрятаны за платком, завязанным бантом, что тоже выглядит немного неуместно и забавно. Руки героини упираются в колени и держат снятые ею очки.
Лицо является центром изображения. В нем мы замечаем некоторую диспропорцию. Правый глаз слегка прикрыт, а левый пристально и презрительно смотрит вперед, на зрителя. Во встрече с Морозовой заметна решительность и готовность идти к цели вопреки всему.
Враждебное отношение художника к ней чувствуется в портрете миллионера. Как будто он уверен в нечестных способах получить ее огромное богатство. В ее устрашающем, но несколько патетическом образе нет света и духовного содержания.
«Сильная, умная старуха» — так смело назвал Марию Федоровну автор портрета. Эта «мать» богатых фабрикантов и купцов явно властна не только по отношению к рабочим, но и по отношению к собственным сыновьям и мужу — Тимофею Саввичу.
Небрежно выполненный фон отчетливо отличается от детальной проработки мимики и деталей лица. Серову удалось описать отчетливый характер в ограниченной цветовой палитре.