Описание картины:
Сюжет этой картины не раз использовался в живописи, наверное, нет ни одного художника того времени, который бы не использовал в своем творчестве мотивы из Библии. «Поклонение волхвов» — одна из самых популярных библейских историй, которую интерпретировали по-разному. Веласкес не исключение. Его картина – это авторское видение религиозного мотива поклонения, перенесенное художником в реалии Испании XVII века.
Что касается действия, то здесь все в точности как в Библии: младенец Христос, Дева Мария, Иосиф и три волхва, пришедшие поклониться будущему Спасителю. Но образ резко отличается от канонического образа: все персонажи одеты не в стиле I века н.э., характерном для Иудеи того времени, а в стиле, характерном для Испании XVII века.
Эта картина относится к раннему периоду творчества художника. На нем еще очень глубокие темные тени, многие фигуры буквально тонут во мраке, но все ярче сияют идеально подобранные гармоничные цвета. Даже в творчестве еще молодого художника севильского периода уже чувствуется мастерство. Особенно ярко это проявлялось в изображении драпировок и складок на ткани. Вы буквально можете ощутить гладкость и шелковистость атласа, плотность шерстяной ткани на одежде святого Иосифа и тяжесть драпировок, накинутых на коленопреклоненного волшебника.
Одежда персонажей и их расстановка задают определенный ритм композиции картины. Диагональное расположение трех основных фигур — колдуна на коленях и сидящей Богородицы с младенцем Христом на коленях — зрительно расширяет пространство, ограниченное густой тьмой заднего плана. Только отдаленный пейзаж в мрачных тонах с низкими грозовыми тучами, скорее всего, изображенный Холмом Голгофы, добавляет воздушности этой напряжённо наполненной и насыщенной композиции.
Интересен здесь и образ младенца Христа. Большинство художников выполнили работу в классическом стиле, оставив ребенка новорожденному. Старые мастера часто изображали Спасителя миниатюрной копией взрослого человека, но Веласкес пошел по другому пути. В его интерпретации Христос – это настоящий маленький ребенок, туго запеленатый по обычаям того времени. Но выражение детского лица у него очень серьезное, без намека на инфантильную веселость или отрешенность — этот ребенок не от мира сего.
Картина имеет сочный и насыщенный цвет, отличное качество изображения и является настоящей гордостью музея Прадо, в котором хранится большинство картин великого художника.
Другие картины Диего Веласкеса
Портрет придворного шута «Эль Примо»
Конный портрет Гаспара де Гусмана
Портрет инфанты Маргариты
Портрет Хуана де Парехи
Завтрак
Портрет графа-герцога Оливареса
Портрет Хуана Матеоса
Венера перед зеркалом
Христос в доме Марфы и Марии
Менины
Портрет папы Иннокентия X
Триумф Вакха
Сдача Бреды
Вулканская кузница
Спиннеры