«Слепой музыкант». Иллюстрация В. Бехтеев |
Максим является одним из центральных персонажей повести «Слепой музыкант» Короленко.
В этой статье представлена цитатная характеристика Максима в повести «Слепой музыкант» Короленко: образ, описание героя в цитатах.
Максим в повести «Слепой музыкант» Короленко: образ, характеристика, описание
Полное имя героя – Максим Михайлович Яценко:
«…что тебе скажет пан Максим Яценко…»
«Это вы кличете, Максим Михайлович?»
Он является дядей главного героя повести, слепого мальчика Петра Попельского:
«Семейство, в котором родился слепой мальчик, было немногочисленно. Кроме названных уже лиц, оно состояло еще из отца и «дяди Максима», как звали его все без исключения домочадцы и даже посторонние.»
Максим – мужчина с горячим, добрым сердцем и неугомонной, деятельной мыслью:
«Нет, он нисколько не страшный. Он добрый.» (Петя о дяде Максиме)
«…в изрубленном теле бьется горячее и доброе сердце, а в большой квадратной голове, покрытой щетиной густых волос, работает неугомонная мысль.»
«…дало деятельной мысли изувеченного бойца другое направление.»
Он является энергичным мужчиной:
«…и с обычною своей энергией занялся изучением всего того…»
Максим – человек очень приятного нрава и большого ума, по мнению пана Яскульского:
«Однако при ближайшем знакомстве он должен был сознаться, что этот еретик и забияка – человек очень приятного нрава и большого ума…»
Он незлобный человек, который редко сердится:
«Но он сердился редко; большею же частью на доводы сестры он возражал мягко и с снисходительным сожалением…»
Максим является искренним человеком:
«…быть может, под влиянием импонирующей искренности старого ветерана…»
Максим – упрямый человек:
«…не сумели выгнать из Максима его упрямую душу…»
При этом у него острый язык:
«…по временам его острый язык действовал так же метко, как некогда сабля…»
О внешности Максима известно следующее (герой в зрелом возрасте):
«Правую ногу ему совсем отрезали, и потому он ходил на костыле…»
«В то время, когда в деревенском домике появилось и стало расти новое существо, в коротко остриженных волосах дяди Максима уже пробивалась серебристая проседь. Плечи от постоянного упора костылей поднялись, туловище приняло квадратную форму. Странная наружность, угрюмо сдвинутые брови, стук костылей и клубы табачного дыма, которыми он постоянно окружал себя, не выпуская изо рта трубки, – все это пугало посторонних, и только близкие к инвалиду люди знали, что в изрубленном теле бьется горячее и доброе сердце…»
«…угрюмо сдвинутыми густыми бровями.»
«Между тем изувеченный боец…»
«…улетучились из квадратной головы ветерана.»
«…розовые мечты согревали стареющее сердце.»
«Максим?.. Это который на костылях?.. Я его видела. Он страшный!» (маленькая Эвелина о внешности Максима)
В молодости Максим был опасным, дерзким забиякой, хотя и вырос в почтенном дворянском семействе:
«Лет за десять до описываемых событий дядя Максим был известен за самого опасного забияку не только в окрестностях его имения, но даже в Киеве «на Контрактах»*. Все удивлялись, как это в таком почтенном во всех отношениях семействе, каково было семейство пани Попельской, урожденной Яценко, мог выдаться такой ужасный братец. Никто не знал, как следует с ним держаться и чем ему угодить. На любезности панов он отвечал дерзостями, а мужикам спускал своеволие и грубости, на которые самый смирный из «шляхтичей» непременно бы отвечал оплеухами.» (*«Контракты» – название славной киевской ярмарки)
Максим ведет себя простой в обращении с крестьянами. Те в свою очередь относятся к нему почтительно, но свободно:
«…мужикам спускал своеволие и грубости…»
«Максим Яценко, сам малоросс, был человек простой с мужиками и дворней. Он часто кричал и ругался, но как‑то необидно, и потому к нему относились люди почтительно, но свободно.»
При всех своих достоинствах он является женоненавистником, то есть пренебрежительно относится к женскому полу в целом:
«Между тем девочка продолжала смотреть на него своим открытым взглядом, сразу завоевавшим его женоненавистническое сердце.»
«…отпускал презрительные сентенции насчет неразумной женской любви и короткого бабьего ума, который, как известно, гораздо короче волоса; поэтому женщина не может видеть дальше минутного страдания и минутной радости.»
При этом Максим – романтик. В молодости он мечтает о появлении новой Запорожской Сечи (описанной в «Тарасе Бульбе»), но затем разочаровался в этой идее и отправился в Италию:
«Максим вздохнул. Он был романтик и когда‑то мечтал о новой сечи.»
«– Вздыхал и я когда‑то о сечи, об ее бурной поэзии и воле… Был даже у Садыка в Турции.
– И что же? – спросили молодые люди живо.
– Вылечился, когда увидел ваше «вольное козачество» на службе у турецкого деспотизма… Исторический маскарад и шарлатанство!.. Я понял, что история выкинула уже всю эту ветошь на задворки и что главное не в этих красивых формах, а в целях… Тогда‑то я и отправился в Италию.»
Будучи молодым человеком, Максим едет в Италию и примыкает к революционному движению полководца Гарибальди (другими словами, становится «гарибальдийцем»):
«Тогда‑то я и отправился в Италию. Даже не зная языка этих людей, я был готов умереть за их стремления.»
«…уехал в Италию: там он примкнул к такому же забияке и еретику – Гарибальди…»
«Кто знает, – думал старый гарибальдиец…» (Максим о себе)
«…усмехнулся старый гарибальдиец, глядя на свои костыли.»
На войне в Италии Максим получает множество ранений, после чего его считают умершим. Однако он выживает и спустя несколько лет приезжает на родину в дом сестры Анны:
«Разъяренные австрийцы… изрубили его, как капусту.»
«Максима считали умершим.»
«Оказалось, однако, что австрийские сабли не сумели выгнать из Максима его упрямую душу и она осталась, хотя и в сильно попорченном теле. Гарибальдийские забияки вынесли своего достойного товарища из свалки, отдали его куда‑то в госпиталь, и вот, через несколько лет, Максим неожиданно явился в дом своей сестры, где и остался.»
«…если бы странная судьба и австрийские сабли не заставили дядю Максима поселиться в деревне, в семье сестры.»
Из Италии Максим возвращается инвалидом без правой ноги:
«…хотя и в сильно попорченном теле.»
«Теперь ему было уже не до дуэлей. Правую ногу ему совсем отрезали, и потому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на то, чтобы кое‑как опираться на палку.»
«У меня нет ноги и руки, но есть глаза.»
«Рядом на своих костылях шел дядя Максим…»
После всего пережитого Максим становится серьезнее:
«Да и вообще он стал серьезнее, угомонился, и только по временам его острый язык действовал так же метко, как некогда сабля.»
Теперь «угомонившийся» Максим редко бывает в обществе и большую часть времени проводит за чтением книг, а также за написанием каких-то работ:
«Он перестал ездить на «Контракты», редко являлся в общество и большую часть времени проводил в своей библиотеке за чтением каких‑то книг, о которых никто ничего не знал, за исключением предположения, что книги совершенно безбожные. Он также писал что‑то, но так как его работы никогда не являлись в «Курьерке», то никто не придавал им серьезного значения.»
Став инвалидом, Максим чувствует, что жизнь выбила его из седла и он навсегда выбыл из рядов борцов:
«Между тем изувеченный боец думал о том, что жизнь – борьба и что в ней нет места для инвалидов. Ему приходило в голову, что он навсегда выбыл уже из рядов и теперь напрасно загружает собою фурштат; ему казалось, что он рыцарь, выбитый из седла жизнью и поверженный в прах.»
В это время ветеран Максим обращает внимание на своего слепого племянника Петю и решает направить свои усилия на его развитие:
«Сначала он не обращал внимания на слепого ребенка, но потом странное сходство судьбы мальчика с его собственною заинтересовало дядю Максима.»
«С тех пор его взгляд стал останавливаться на ребенке все чаще и чаще.»
«Присутствие в доме слепого мальчика постепенно и нечувствительно дало деятельной мысли изувеченного бойца другое направление.»
Максиму кажется, что он призван развить в племяннике его задатки:
«И дяде Максиму казалось, что он призван к тому, чтобы развить присущие мальчику задатки, чтоб усилием своей мысли и своего влияния уравновесить несправедливость слепой судьбы, чтобы вместо себя поставить в ряды бойцов за дело жизни нового рекрута, на которого без его влияния никто не мог бы рассчитывать.»
«…и тогда я не даром проживу на свете, изувеченный старый солдат…» (Максим о себе и помощи Пете)
Мужчина начинает выписывать книги по физиологии, психологии и педагогике, чтобы заниматься со слепым Петей:
«Дядя Максим был очень встревожен этим случаем. С некоторых пор он стал выписывать книги по физиологии, психологии и педагогике и с обычною своей энергией занялся изучением всего, что дает наука по отношению к таинственному росту и развитию детской души.»
Забота о племяннике помогает Максиму бороться с собственной тоской и мрачными мыслями:
«Эта работа завлекала его все больше и больше, и поэтому мрачные мысли о непригодности к житейской борьбе, о «червяке, пресмыкающемся в пыли», и о «фурштате» давно уже незаметно улетучились из квадратной головы ветерана. На их месте воцарилось в этой голове вдумчивое внимание, по временам даже розовые мечты согревали стареющее сердце.»
Максима стремится к тому чтобы слепой Петя был максимально самостоятельным. Дядя старается заполнять день мальчика разными занятиями:
«Благодаря режиму, который был заведен по плану Максима, слепой во всем, где это было возможно, был предоставлен собственным усилиям, и это принесло самые лучшие результаты.»
«Таким образом, день мальчика был заполнен, нельзя было пожаловаться на скудость получаемых им впечатлений.»
Максим занимается физическим развитием племянника, учит его кататься на лошади и т.д.:
«Кроме того, насколько это было ему доступно, Максим обращал внимание на физические упражнения: у мальчика была своя гимнастика, а на шестом году Максим подарил племяннику небольшую и смирную лошадку.»
Чтобы обучить Пету чтению, Максим изучает специальную методику:
«Умелые уроки Максима (которому пришлось изучить для этого специальные приемы обучения слепых) очень нравились мальчику.»
Максим обучает слепого Петю всему (истории, литературе и т.д.), кроме музыки, которую мальчику преподает мать:
«Максим пользовался им, чтобы знакомить мальчика с историей его страны…»
«Отсюда начался интерес к литературе, и на девятом году Максим приступил к первым урокам.»
«Как же я его не знаю, когда он меня всему учит.» (Петя о дяде)
При этом Максим никогда не кричит и не бьет своего племянника:
«Никогда не бьет и не кричит на меня… Никогда…»
Максим мечтает для Пети не о спокойствии, а о полноте жизни. Он хочет, чтобы племянник испытал в жизни «кипучие кризисы и борьбу»:
«Он мечтал для Петра не о спокойствии, а о возможной полноте жизни.»
«Максим мечтал о том, что пережил сам и чего так рано лишился: о кипучих кризисах и о борьбе. В какой форме, – он не знал и сам, но упорно стремился расширить для Петра круг живых внешних впечатлений, доступных слепому, рискуя даже потрясениями и душевными переворотами.»
Когда Петр подрастает, он впадает в глубокую тоску из-за своей слепоты. Дядя Максим пытается помочь племяннику пережить этот душевный кризис. С помощью Максима слепой Петр под видом крестьянина идет на богомолье к иконе. Во время этого похода юноша узнает, как тяжело живут крестьяне, слепые и зрячие. После этого похода Петр наконец смиряется со своей слепотой:
«Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал так носиться со своим…» (Максим – Петру)
«…панич неожиданно вернулся с двумя слепцами в нищенской одежде. Кругом говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление. Впрочем, глаза его оставались по‑прежнему чистыми и по‑прежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась.»
Через несколько лет слепой Петр наконец становится профессиональным музыкантом. Дядя Максим чувствует, что в этом тоже его заслуга и что он недаром прожил свою жизнь:
«И старый солдат все ниже опускал голову. Вот и он сделал свое дело, и он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой… Так дебютировал слепой музыкант.»
— Все материалы по повести «Слепой музыкант»
— Все материалы по творчеству Короленко