Скульптура романского стиля

Романская скульптура

Романика – древний стиль, полный языческих традиций и копий. Символический язык этого направления в раннесредневековом искусстве, первого стиля, зародившегося вне Греции и Рима, сложен для восприятия. Современному зрителю достаточно внешней замысловатости и живой выразительности романской скульптуры. Между тем мастера раннего Средневековья считали своим долгом воплотить в камне сложное строение мироздания, его божественную сущность и непостижимую сложность.

Расцвет этого стиля в скульптуре пришелся на начало XII века, а уже XIII век принес с собой новый мощный стиль, затмивший более ранние. Речь идет о готике, появившейся благодаря развитию романского, тяжелого и грубого стиля, в недрах которого вызревала готическая воздушность и гармония. Вот таким замысловатым путем начала свой путь варварская Европа, отвергая античность…

Скульптурный романтизм неразрывно связан с архитектурой. Вне храма скульптуры нет – раннее христианство в Западной Европе боялось возврата к идолопоклонству, поэтому сама храмовая скульптура появляется довольно поздно.

Когда мы говорим о романской скульптуре, необходимо уточнить, что скульптурой ее можно назвать с определенной натяжкой. Чаще всего это относится к рельефам, украшающим тимпаны (полукруглые сводчатые пространства над входами), а также капителям колонн и декоративным наличникам на стенах. Круглая скульптура, совершенно освобожденная от камня, — редкое явление в романском стиле, характерное для последнего периода развития стиля.

Средневековье практически не оставило нам имен художников, скульпторов, архитекторов. Поэтому почти все произведения романского стиля анонимны.

Участки с романской скульптурой всегда связаны с библейскими сюжетами. Любимая тема — Страшный суд, конец света, апокалипсис. Рельефы на эти темы изобилуют страшными монстрами, чудовищами, фантастическими существами. Именно в этих рельефах больше всего заимствует варварские мифологические представления о мире людей и мире теней.

Сюжеты, связанные с торжеством Иисуса Христа, полны пафоса и пафоса. Фигура самого Христа трактуется как образ Великого Судии, Вседержителя, одного из воплощений Бога-Отца.

Мастера романтизма любили сталкивать в своих произведениях противоположности: ад и рай, небо и землю, добро и зло. В этой борьбе с принципиальными различиями скульпторы пытались изобразить сложную структуру мироздания. Отсюда многофигурность, ярко-эмоциональность персонажей, сложное переплетение фигур, напряженность и динамика композиций.

Романская скульптура

Большинство шедевров романики сохранились во Франции, Германии и Испании. Кафедральный собор Вормса, монастырь Клюни, храм Пуатье богаты убранством. Собор Пизы, церковь Питерборо, базилика Сен-Дени так любимы туристами.

Романская скульптура

Многие великие церкви Европы были перестроены с приходом готической моды, многие скульптуры пострадали во время Французской революции. Однако оставшиеся шедевры дают полное представление о некогда уникальном, тяжелом и грубом стиле, украшавшем все храмы Западной Европы.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий